Мавзолей в Галикарнасе — памятник беззаветной преданности и любви

Мавзолей в Галикарнасе – мемориальный комплекс карийскому повелителю Мавсолу II. За необычность архитекторских решений и скульптурные произведения необыкновенной красоты и выразительности был причислен к одному из семи Чудес света того времени.

Династия Гекатомнов погребенная в мавзолее Галикарнаса

Статуя Мавсола II

В Британском музее в Лондоне хранятся статуи карийской царской четы: Мавсола II и Артемисии III, которые нашли при раскопках Галикарнасского мавзолея в Бодруме (Турция).

Мавсол изображен высоким, широкоплечим мужчиной в греческой тоге. Длинные волосы спускаются на плечи, бородка и усы сглаживают тяжеловатую нижнюю часть лица. Мужественные правильные черты выражают спокойствие.

Женская фигура в струящихся одеждах внешне очень похожа на мужа, что не удивительно, так как Артемисия была его младшей сестрой.

Знатные карийцы по примеру египетской элиты часто женились на родных сестрах.

Статуя Артемисии III

Артемисия обожала своего мужа-брата. По ее совету супруг решил построить себе склеп еще при жизни, чтобы увековечить себя, свой род и заставить всех жителей поверить в легитимность и незыблемость правления Гекатомнов.

Отец Мавсола, Гекатомн, был сатрапом (назначенным наместником) персидского царя Ахаменида, завоевавшего Карию в IV в. до н.э. После его смерти власть перешла к сыну, но местная знать не хотела признавать династические притязания Гекатомнов. Трон под ним мог зашататься в любой момент.

Галикарнас

Карийский царь был ловким дипломатом и жестким правителем. Он смог скопить огромные богатства, обложив население большим количеством непомерных налогов. Накопленные средства шли на укрепление власти и продолжение дела отца.

Затем он перенес столицу в Галикарнас, маленькую колонию на берегу Эгейского моря, родину Геродота и Дионисия.

Уютная, защищенная горами бухта на пересечении торговых путей лучше подходила на роль столицы, чем затерянная в горах Миляса.

В центре было решено возвести надгробный памятник, который бы остался в веках. Знаменитые строители и художники пожелали поучаствовать в его возведении.

Колосс Родосский — чудо света на глиняных ногах

Талантливые зодчие Сатир и Пифей были выбраны для возведения монументальной гробницы в Галикарнасе.

Скульпторы Леохард, Бриоксид, Тимофей и Скопас привлекались для изготовления декоративных элементов и скульптур для украшения стен, лестницы и внутреннего помещения.

В 356 г. до Р.Х. под руководством Артемисии началось строительство мавзолея в Галикарнасе.

Галикарнасский мавзолей в парке Миниатюрк

История строительства Галикарнасского мавзолея

Мавзолей в Галикарнасе занимал центральную часть города. Мавсол II, подобно фараонам, не захотел быть погребенным в земле, как было заведено по обычаям предков. Он мечтал, чтобы его захоронение было устремлено в небо.

На прямоугольном основании был возведен кубический цоколь, который и был усыпальницей. Лестница, с фигурами львов и богов по бокам, вела к ее дверям. Высота стен из полированного мрамора достигала 20 метров.

На барельефе, украшавшем фасад, изобразили сражение греков и амазонок «Амазономахия», по преданию обитавших на побережье Эгейского моря.

Каменные стражи охраняли гробницу. Над ней была воздвигнута целла – святилище для жертвоприношений, окруженное колоннадой и бюстами предков усопшего.

Мавзолей в Галикарнасе

Крышей служила 12 метровая ступенчатая пирамида, венчала которую трёхметровая квадрига (композиция из четверки запряженных в упряжку лошадей с изваяниями венценосных супругов).

Общая высота равнялась почти 50 м или высоте 16-ти этажного дома. Грандиозность погребального комплекса поражала воображение. Периметр фундамента и цоколя были равны 144 и 120 м соответственно.

Плиний, Цицерон, Ветрувий и Максим упоминали в своих трудах мавзолей в Галикарнасе.

Своеобразие грандиозного монумента заключалось в том, что античным архитекторам и скульпторам удалось создать шедевр, в котором органично сочетались черты усыпальницы и могилы героя, впервые были изображены не только боги, но и обычные люди и животные. Оригинальная композиция и изумительные по красоте статуи и барельефы снискали Галикарнасскому мавзолею славу одного из семи чудес света.

Имя Мавсола стало нарицательным, теперь все подобные сооружения называются мавзолеями.

Судьба мавзолея в Галикарнасе

Мавсол II умер через 4 года, не дожив до конца строительства своей усыпальницы. Артемисия III стала правительницей Карии, преемницей политики Гекатомнов, проявив незаурядный ум, энергию и волю и продолжив начатое строительство.

Неуемная скорбь, которую она выказывала по умершему брату-мужу, вошла в историю. По преданию царица подмешивала в свое питье прах любимого, чем довела себя до смертельной болезни. Не желая расставаться с мужем после смерти, она приказала сделать для квадриги, служившей завершением пирамиды, не одну статую, на которой возницей был покойный правитель, а две: вторую свою собственную. Посмертная эпитафия, заказанная ею лучшим греческим поэтам, прославляла дела умершего.

Через два года она умерла, а стройка все еще была не завершена.

Halikarnas Mozolesi

Скульпторы, архитекторы и мастера приняли беспрецедентное в решение: взяли строительство в свои руки, чтобы завершить замечательное творение, которое должно было простоять века. Галикарнакский мавзолей щадили завоеватели и время.

Мемориал Гранта

В 334 г. до н.э. Александр Македонский захватил и разрушил Галикарнас, но не тронул надгробный памятник.

Уникальное здание просуществовало 17 веков, пока в XIV веке сильное землетрясение не обрушило его стены, превратив в развалины.

Спустя 200 лет рыцари Родоса использовали то, что осталось от мемориала вместо каменоломни для христианского замка-крепости Святого Петра в Галикарнасе, разобрав руины до основания. Горожане не захотели защищать память властелина, который спустя тысячелетия остался в их памяти, как тиран, «выжимавший все соки» из своих подданных.

В 1523 г. султан Сулейман Великолепный захватил поселение. На руинах сооружения турки возвели свои жилища, а город переименовали в Бодрум.

В 1857 г. английские археологи выкупили турецкие дома, построенные на месте легендарного сооружения, и извлекли из земли все, что сохранилось от былого великолепия чуда античности.

В лондонском музее можно посмотреть на остатки барельефов, колесо от колесницы и изваяния царственной четы.

В Бодруме на месте усыпальницы также открыт небольшой музей. Куски мрамора стали известью. От величественного здания не осталось ничего, кроме жалких обломков.

По описаниям историков и найденным артефактам была сделана реконструкция Галикарнасского мавзолея.

Множество зданий спроектированы по его образцу. Самые известные из которых, – это Масонский храм в Вашингтоне, мемориал Гранта в Нью-Йорке на Манхэттене, сооружение в Мельбурне.

Масонский храм в Вашингтоне

Один из вариантов мавзолея в Галикарнасе можно увидеть в историческом парке «Миниатюрк» в Стамбуле.

Загрузка ...
Turako — туристический интернет-журнал
300*250