Аверроэс бюст

Аверроэс – наставник европейских философов

 

Имя Аверроэс можно увидеть на страницах многих философских трактатов. Его идеи оспаривали и развивали многие европейские мыслители в том числе Фома Аквинский, Петро Помпонацци, Гегель и многие другие.

При этом далеко не все читатели их работ знают, что Аверроэс — это латинизированное имя мусульманского философа Ибн Рушда. Арабский ученый приобрел большую популярность в ученых кругах запада, благодаря своим комментариям на труды Аристотеля. Также Ибн Рушд пытался разрешить проблему соотношения религии и философии. Его европейских последователей принято называть авэрроистами.

Абу Валид Мухаммад ибн Рушд родился в Кордове в 1126 году. Его семья пользовалась большим уважением. Дед ученого был главным Судьей Кордовы, выдающимся юристом и мыслителем. Через некоторое время этот пост занял отец Аверроэса.

Аверроэс Ибн Рушд

Следуя по стопам своих предков, Ибн Рушд еще в детстве начал изучать богословие, арабский язык и литературу. Помимо этого, он постигал медицину и добился в этом не плохих успехов. Также мыслитель отлично разбирался в античной философии.

После смерти своего отца Аверроэс унаследовал должность верховного судьи Кордовы. Позже он отмечал в нескольких своих книгах, что государственная служба отнимала много времени от научных изысканий.

Долгие годы семья Ибн Рушда состояла при дворе халифа. Несмотря на это, в 1195 году Абу Юсуф правитель Кордовы, приказал уничтожить работы Аверроэса и отправил в изгнание самого ученого. По сей день нет однозначного объяснения этому событию. Можно предположить, что его причины были не были достаточно вескими, так как ссылка философа закончилась относительно быстро.

Современники Ибн Рушда отмечали его необычайное трудолюбие и высокий нравственный облик. Даже противники его идей, как например Ибн Сабин, восхищались скромностью и справедливостью ученого. Все свободное время Аверроэс читал книги или писал собственные сочинения. Сохранилось предание, что только два события заставили его провести день без науки. Первое-собственная свадьба, а второе-смерть отца.

Ибн Рушд оставил после себя множество научных трудов. При этом он, как и многие другие ученые золотого века Ислама не придерживался узкой специализации. Его смело моно назвать философом, врачом, юристом, богословом или психологом. Европейская ученая элита во все времена была знакома с его самостоятельными произведениями, а также с комментариями к трудам античных философов. Прежде всего Ибн Рушд проявлял интерес к философии Аристотеля. Он написал немыслимое количество пояснений к трактатам древнегреческого мыслителя. Эти уникальные комментарии, известные во всем научном мире, позволяют назвать Аверроэса величайшим экспертом в аристотелевской философии.

Удивительно то, что Ибн Рушд не владел греческим языком. Он осуществлял свои интеллектуальные изыскания опираясь на переводы античных текстов. Несмотря на это, его нельзя упрекнуть в ошибочном понимании идей греческих мыслителей. Более того, Аверроэсу удалось развить и дополнить неоднозначные идеи Аристотеля.

Зачастую Ибн Рушд критически воспринимал взгляды античных мэтров. Комментируя, «Государство»-величайшее произведение Платона, он по сути попытался опровергнуть общепринятое понимание этой книги. По мнению исламского философа, многие идеи Платона были недостаточно рациональны. Однако, это не помешало Аверроэсу использовать ряд платоновских концепций для создания собственного учения о Государстве.

Взгляды Ибн Рушда далеко не всегда находили положительный отклик в исламском мире. Так, выдающийся мусульманский ученый Абу Хамид Аль Газали посвятил критике его учения целый трактат под названием «Опровержение философов». В этой работе мыслитель попытался логически опровергнуть саму возможность объединения аристотелевского рационализма с учением Ислама.

В ответ на это интеллектуальное нападение, Аверроэс составил собственную книгу озаглавив ее «Опровержением опровержения». В ней ученый привел множество аргументов о том, что религия и философия направленны на постижение одних и тех же вопросов. Поэтому они не могут противоречить друг другу.

Научное наследие Ибн Рушда стало причиной более глубоко понимания европейцами греческой философии. Западные последователи его взглядов были названы авэроистами. При этом многие из них были более радикальны чем арабский мыслитель. Например, сам Ибн Рушд не усматривал конфликта между разумом и верой. По его мнению, любые противоречия между логикой и Кораном могли быть разрешены. Для решения таких вопросов он предлагал использовать аллегорическое толкование священного текста. В свою очередь Европейские почитатели Аверроэса, зачастую утверждали о том, истины разума могут противоречить Библии. Этой точки зрения придерживался выдающийся латинский авэрроист Сигер Брабантский.

Ибн Рушд закончил свою жизнь в Марокко в 1198 году. Его родные настояли, чтобы его останки были перезахоронены, в их родном городе. Интерес к трудам ученого сохраняется и по сей день. Аверроэса уважают за его выдающийся вклад в мировую науку, как на Западе, так и на Востоке. Первая мусульманская средняя школа во Франции названа его именем.

Загрузка ...