Город Петра — розовая жемчужина Иордании

Город Петра — розовая жемчужина Иордании

| Май 8, 2019

 

Город Петра – туристический центр Иордании, признанный в 2007 году одним из новых семи чудес света. Каменный город, высеченный в скалах племенем набатеев в период с IV в. до н.э. по I в. н.э.

После разрушительного землетрясения в IV в. н.э. был оставлен своими жителями. Название некогда богатого и могущественного центра Ближнего Востока стерлось из памяти людей на 6 веков.

В XIX веке известие о существовании в горах Иордании древней метрополии возродило интерес к ее истории.

Архитектурные памятники города Петра

Петра в переводе с греческого означает «скала» или « камень». 2000 лет назад руками талантливого народа и великих ваятелей солнца, дождя и ветра создан розово-красный каменный «цветок».

Вырубленные в скалах храмы, дворцы и усыпальницы поражают воображение точностью линий и пропорций. Каменщики и резчики смогли достичь совершенства, добившись гармонии архитектурных комплексов и скальной породы, создав иллюзию нерукотворного творения.

Ворота Баб-ас-Сик

Многие архитектурные памятники сохранились в прекрасном состоянии, несмотря на столь длительный срок. Дорога в город Петра начинается с ворот — Баб-ас-Сик. От ворот до собственно прохода в город лежит небольшая каменистая долина.

Три огромных куба и обелиск первыми встречают гостей. Кубы предназначены для джиннов — демонов, смущающих покой правоверных мусульман. Обелиск — изображение одного из богов.

Ворота Баб-ас-Сик

Надгробия джиннов

Каньон Сик

Сик – двухкилометровый каньон, представляющий собой дорогу в город. По преданию образовался от удара посоха Моисея о землю. Отвесные, 100 метровые разноцветные уступы, скрывают палящее солнце, сохраняя полумрак и прохладу. Извилистая тропа то сужается до 2 метров, то расширяется, скрывая, что находится за поворотом.

Когда-то это было руслом реки, но искусные строители и ирригаторы пробили для реки другое русло. Выше человеческого роста на всем протяжении туннеля видны следы проложенных каналов для сбора дождевой воды с горных склонов.

Храм Эль-Хазне

Выход из сумеречного Сика заканчивается ошеломительным видом сияющего под лучами солнца розового фасада храма-мавзолея Эль-Хазне (сокровищницы). Свое название храм получил из-за 4-х метровой урны, венчающей верхнюю часть фронтона. Отсюда второе наименование – Аль-Джерра (урна). Легенда гласит, что в ней находятся сокровища фараонов Египта, пришедших в Петру вслед за Моисеем. Подняться до урны по фасаду здания или по скалам практически невозможно без специальных приспособлений. Охотники за чужими богатствами пытались проверить справедливость легенды: следы пуль испещрили каменную вазу, но не смогли разрушить и открыть ее тайну.

Набатеи не гнушались воспринимать культурные традиции народов, с которыми имели дело. Стиль, в котором построена Сокровищница, — это смесь греко-римской, египетской и александрийской архитектуры. Археологи полагают, что богатые правители Петры приглашали зодчих для проектирования из Греции, Александрии. Греческие колонны, капители, амазонки соседствуют с египетскими стеллами и сфинксами, а в центре всей композиции — богиня Фортуна (по другой версии – Исида) с рогом изобилия в руках. Такое сочетание вызвало противоречивые мнения среди археологов о назначении этого монументального, 40-метрового сооружения. По одной теории – это храм богини, по другой – могильная плита одного из правителей Петры. В Древней Греции подобная урна предназначалась для праха умершего.

Эль-Хазне переводится с арабского الخزنة‎ как «сокровищница»

Строительство велось сверху вниз, без лесов, на головокружительной высоте. Песчаник – твердая, но хрупкая порода. С помощью деревянного клина откалывались нужного размера куски породы, а затем в ход шло зубило. Каменщики-строители и камнетёсы-скульпторы работали синхронно. Каким образом координировалась их работа – остается загадкой.

Великий жертвенник

Недалеко от мавзолея на открытой площадке возвышаются два 7-метровых обелиска, указывающих дорогу к Великому жертвеннику. Выдолбленные в пещерах ступени вкруговую ведут по извивающейся лестнице на вершину горы, где находится гранитный алтарь. Какому божеству посвящались жертвоприношения, кто или что приносилось в жертву – одна из неразгаданных тайн. Были это животные, или люди, а, возможно, и дети – история Петры допускает любую из этих версий.

Высокий жертвенник

Языческие богини Исида и Аль-Узза – богини плодородия, умилостивить которых могли любыми жертвами. Письменные свидетельства, найденные на стенах Петры, рассказывают о принесении в жертву детей в честь Аль-Уззы. На другом берегу Иордана, в Ханаане, детские жертвы были распространенным явлением. Большинство исследователей считают, что кровавые жертвы в дальнейшем почти прекратились из-за высокого уровня развития набатейской цивилизации.

Тадж-Махал — история великой любви

Амфитеатр в городе Петра

Греческая культура имела большое влияние на набатейцев, о чем свидетельствует амфитеатр на 8000 мест неподалеку от Эль-Хазне. Есть театры и в окрестностях Петра, но меньшего размера. Высеченные в скале широкие скамьи составляют обширный зрительный зал с очень хорошей акустикой. Какие пьесы игрались в этом театре, какими актерами, уже не узнать никогда. Набатеи переняли принцип других народов: богатый не может быть варваром. Театр в Петре был необходимым признаком высокого развития цивилизации набатеев.

Став богатыми и могущественными набатейские цари решили продемонстрировать это своим соседям-соперникам, египтянам. Вместо пирамид долины Гиза в скалах были высечены величественные царские усыпальницы и более скромные семейные склепы. Будто волшебная сила преобразила целый горный склон, названный Королевскими усыпальницами.

Амфитеатр в Петре.

Находится в Нижнем городе.

Улицы прихотливы и часто узки, так как это ущелья, промытые за тысячи лет водными потоками в горной породе и отшлифованные горячими суховеями. Исключение составляет центральная улица, проложенная римлянами во II в. Архитектурный ансамбль занимает площадь в несколько квадратных километров и имеет большой перепад уровней. Верхний город на 300 метров выше, чем Нижний. В Нижнем, в основном, была обычная жилая застройка, за исключением, Дворца «Девы», монумента, также высеченного в скале. По преданию это был замок дочери фараона, страдавшей от нехватки воды и объявившей, что выйдет замуж за сумевшего избавить ее от безводия. Судя по остаткам грандиозной водоводной системы во дворце, жених нашелся.

«В эпоху упадка римское зодчество отказалось от всех законов архитектоники и, подчиняясь моде на безвкусное великолепие, стало создавать здания, которые казались выполненными из мягкого материала, а не построенными из твёрдого камня. Примером такой архитектурной безвкусицы могут служить гробничные фасады Петреи.»

Герман Вейс.


Монастырь Ад-Дейр

В уединенном месте, в скальном массиве располагается монастырь Ад-Дейр, получивший такое название из-за вырезанных на его стенах крестов, что дало возможность предположить об использовании ранними христианами. Высота 45 м и ширина 55 м – таковы размеры этого недостроенного сооружения, предназначенного изначально для надгробия набатейскому правителю.

Из 800 строений больше половины – склепы простых жителей, где были места для посещавших. Некоторые ученые склонны думать, что это был Некрополь, куда приходили поклониться усопшим. Найденные документы доказывают обратное. В 1992 году был обнаружен полуразрушенный древнехристианский храм с прекрасно сохранившимися фресками и с 50 сгоревшими манускриптами VI в. Современные технологии позволяют прочесть тексты на обугленных листах. Из той части свитков, что уже удалось расшифровать, становится ясно, что это записи, касающиеся прав собственности обитателей, проживавших тут. Во времена Иисуса здесь кипела жизнь. Существовала метрополия, насчитывавшая 30000 человек.

О вероисповедании набатеев нет никаких письменных источников. Известны имена Душара и Аль-Уззы — божественных сущностей, которым поклонялись кочевники-набатеи. Предполагают, что многочисленные обелиски и памятники, встречающиеся повсеместно — это их изображения. Религия древних арабов требовала их обезличивания. Скульптуры, расположенные в нишах и на стенах храмов, приняли черты египетских и греческих богов.

Монастырь Aд-Дейр.

Храм вырезанный целиком из скалы.

Петра – живой цветок аравийской пустыни

Местность, являющейся местоположением Петры, очень засушлива — в год там выпадает чуть более 150 мм осадков. Раскаленный песок и камень почти круглый год. Откуда брали воду и продовольствие жители Петры? Исследования показали, что набатеи были не только гениальными строителями, но и умелыми ирригаторами. В самом центре было два неиссякаемых источника.

Зима – время дождей. Влага, стекающая со склонов гор, по каналам, пробитым в каменной толще, собиралась в водохранилища, откуда затем распределялась для нужд поселенцев и сельского хозяйства. Чтобы избежать потерь воды от просачивания и испарения водостоки были оштукатурены или применялись керамические трубы. Водосбор охватывал склоны вокруг города и в радиусе 25 км от него. Благодаря такой уникальной организации водосохранения и водоотведения в условиях пустыни люди не знали недостатка в воде и в продовольствии.

История города Петра

Петра была основана эдомами в XII в. до н.э. и была столицей идумейского царства. В V в. н.э. с Аравийского полуострова пришли кочевники, называвшие себя набату. Это было время, когда караванные пути протянулись через пустыню с Азии и Африки к Средиземному морю. Кочевые племена бедуинов воевали между собой и грабили проходящие караваны. Набатеи оказались дальновиднее других кочевников, и стали взимать дань с торговцев на огромной территории: от Дамаска до Красного моря и от Синайского полуострова до реки Иордан.

Географическое расположение города в конце первого тысячелетия до н.э. оказалось таким выгодным, что за 300 лет Петра превратилась в столицу самого могущественного государства на Ближнем Востоке.

Тысячи караванов шли по пустыням Аравийского полуострова с востока на запад и с юга на север с пряностями, благовониями, предметами роскоши, золотом и серебром. Петра была точкой пересечения всех маршрутов, и местом, где караванщики могли отдохнуть, пополнить запасы воды и продовольствия. Другого такого места на пути не было.

Огромные богатства копились у правителей Петры. Наибольший расцвет государства бывших кочевников приходится на I век н.э. Этими годами датируются самые замечательные постройки каменного города.

Иорданский бедуин сидит на верблюде перед храмом Эль-Хазне в древнем городе Петра, Иордания, 9 мая 2016 года.

Фото: Getty Images.

Войны и вторжения обошли метрополию стороной. Природные стены из обрывистых скал с севера и юга были надежной защитой от нежданных гостей. В город можно попасть через узкий каньон с востока или запада. Но набатеи и не стремились воевать. Имея достаточно средств, они предпочитали откупиться от завоевателей. Именно так поступил последний набатейский король Аретас IV, заплатив первому римскому легиону, направленному для подчинения богатого государства Великому Риму.

Недовольный таким оборотом дела римский император Траян отправил в Петра второй легион. В 106 году римлянам удалось завоевать Петру, перекрыв доступ воды. Набатейцы были вынуждены подчиниться. Петра стала столицей римской провинции Аравия. Римский наместник разрешил набатеям торговать как и прежде и платить дань Риму.

Римляне в своих традициях проложили мощеную центральную дорогу с колоннадой и аркой. Построили свои храмы и термы. И нанесли непоправимый удар по благополучию набатеев. Торговые пути изменили свой маршрут и пошли в обход, через Пальмиру. Источник доходов стал иссякать, число жителей уменьшаться. В 363 году мощное землетрясение разрушило основную часть строений. Особенно пострадали здания, возведенные обычным способом. Жить стало негде, и средств на восстановление не было. Риму было уже не до отдаленной провинции, нашествия варваров грозили существованию империи.

На смену языческим богам в Петру пришло христианство. На территории Иордании это было первое христианское поселение. Языческие постройки начали использовать для культовых целей священники-христиане.

Амфитеатр Флавиев — сердце древнего Рима

Во время крестовых походов за Гроб Господень в Петру вошли и обосновались крестоносцы. В городских окрестностях они возвели две небольшие крепости. Война с мусульманами закончилась поражением европейских рыцарей. Территория нынешней Иордании, в том числе и Петры, попала под власть турецких султанов. С XII века шесть столетий туда не ступила нога ни одного неверного. Проповедники ислама убивали каждого не мусульманина, приближавшегося к их, как они считали, святыне. В опустевшем городе поселились разбойники, но и они ушли, так как некого было грабить. Бедуинам Петра внушала священный ужас своими сооружениями, они считали, что здесь обитают духи. Не зная истории предшественников, почитали Петру как место, связанное с именем пророка Моисея.

В 1812 году Иоганн Людвиг Буркхардт под видом путешественника-араба сумел увидеть древний город и донести о нем весть в Европу. Буркхардт под именем шейха Ибрагима аш-Шами проник в город, уговорив своего проводника провести туда под предлогом жертвоприношения на горе Хор. Но, попав в город, забыл о своем намерении, чем вызвал подозрение сопровождавшего его бедуина и чуть не поплатился за это головой.

В 1830 году художник Леон де Лаборде сумел не только попасть в это запретное место, но и сделать 70 гравюр, представив миру красоты Петры. С 1929 года в Петре ведутся археологические раскопки. Племя бедулов, проживающее ныне в окрестностях древнего поселения, считает себя преемником набатеев и гордится Петрой.

Амфитеатр в Петре.

Leon de Laborde

Долина Моисея

Петра, по мнению иудеев, христиан и мусульман, — это место, где находится Рефидим или скала, по которой пророк Моисей ударил посохом, чтобы извлечь воду для измученных жаждой евреев. Этот посох был дарован ему богом Яхве (Иеговой) для доказательства людям, что он пророк божий.

Долина, примыкающая к горному плато с Петра, носит название Вади-Муса или река Моисея. Крестоносцы назвали свою крепость в окрестностях города le Vaux Moise – дорога Моисея.

Современная Долина Моисея.

В страну идумеев, столицей которых была Петра, бежал в XII веке до н.э. еврейский пророк, спасаясь от гнева египетского фараона.

По арабским легендам здесь произошла битва фараона с Моисеем и его братом Аароном. Могила Аарона находится на вершине горы Хор и является местом паломничества.

Боги, которым поклонялись пришедшие из пустыни кочевники, носили имена Душара и Аль-Узза. Душар – бог гор. На древнеиудейском языке название Шарра звучит как Сеир. Один из вариантов имени Иеговы означает «открывшийся в Сеире», что наводит на мысль об идентичности этих богов.

Язык Корана, на котором говорят миллионы человек на Земле, был придуман в Петре. Алфавит набатеев взят за основу арабского языка, на котором Мухаммед возвестил людям слова Аллаха и создал новую религию – ислам.

<Как добраться до Петры

Иордания – одна из самых бедных государств Ближнего Востока, 90% площади которой занимают пески. Доход от туристического бизнеса очень важен для экономики этой арабской страны, поэтому древний город-музей находится под охраной государства. Ежегодный приток желающих увидеть рукотворное чудо Востока приблизился к полумиллиону.

Дорога к Петре начинается в столице Иордании Аммане. Два автобана – Пустынный и Королевский – приведут в долину Вади-Муса.

  • Длительность автобусного путешествия может длиться от 4 до 7 часов, стоимость поездки, включая обед в Петре, около 14 долларов.
  • Кроме автобуса до Петры можно добраться маршруткой или такси. Дорога будет короче на час и дороже в 5 раз, если ехать на такси. Цена проезда на маршрутке дешевле, чем на автобусе, но отсутствует устойчивое расписание движения маршрутного такси.
  • Если добираться самостоятельно, на собственном автомобиле, то проезд в одну сторону (244 км) обойдется примерно в 30 долларов (при цене бензина 68 руб/литр).

Железнодорожное и авиа сообщение в Иордании неразвито.

Стоимость билета в Петру

  • Стоимость входного билета в Петру 50 динаров (местная валюта).
  • Туристы, приезжающие с однодневной экскурсией платят на 40 дин. больше.
  • Для посещения музейного комплекса можно нанять персонального гида за 50 дин. или приобрести аудиогида за 10 дин.
  • Для туристических групп экскурсионное обслуживание выльется намного дешевле.

Экскурсия в город Петра

Экскурсия по достопримечательностям длительная и физически утомительная (около 6 часов), но можно воспользоваться услугами коренного населения, предлагающего туристам транспортные услуги в виде верблюдов, осликов и лошадей. Стоят они от 3 дин. В районе Петры есть возможность перекусить и утолить жажду в магазинчиках и торговых автоматах. Более плотно пообедать можно за пределами городской черты, в ресторанах деревни Вади-Муса, где сосредоточен весь комплекс сервисных услуг, включая отели, проживание в которых колеблется от 15 до 80 дин. Многие туристы предпочитают забронировать номер на несколько дней, чтобы не торопясь осмотреть все диковинки.

Указатели на арабском и английском языках не дадут заблудиться в лабиринте улочек и старинных построек. Если осмотр производить своим ходом, то нужна хорошая физическая форма, чтобы выдержать жару и высокую сухость воздуха. Требуется надлежащая экипировка: удобная обувь, одежда по сезону, головной убор и медикаменты на случай кровотечения из носа (из-за сухого воздуха).

Главный сувенир на память об этом прекрасном погружении в прошлое – разноцветный песок, добываемый в карьере пригорода Петры, запечатанный в бутылку с изображением верблюда (от 1 до 12 дин. в зависимости от объема).

 

Петра – «розовая жемчужина» Иордании, ее гордость и источник доходов. Уникальный памятник античных зодчих и мастеров дает возможность заглянуть за горизонт прошедших столетий и почувствовать очарование и ауру каменного поселения. Когда-то здесь, в этой точке сошлись торговые пути Востока и Запада и переплелись их религиозно-духовные нити.

Раскопки в Петре свидетельствуют о цивилизации, которая заимствовала культурные традиции и достижения Древней Греции, Александрии Египетской и Римской империи. Сохранившиеся надписи рассказывают о победах над врагами, о роскошных пирах и правах женщин на собственность.

До сих пор остается загадкой кто были набатеи? Почему и откуда они пришли из пустыни? Как смогли за столь короткий срок преобразиться в оседлый народ, имеющий такие выдающиеся навыки строителей и архитекторов? Где познакомились и почему решили перенять достижения греков и римлян? Куда исчезли и по какой причине? Песчаные волны пустыни сомкнулись за набатеями, не оставив и следа.

Загрузка ...
Turako — туристический интернет-журнал