Женщины племени мосо

Мосо — матриархальный уклад племени

 

В мире существует множество разнообразных народов и этнических групп. Их так много, что до сих пор неизвестно точное количество.

Такое обилие народностей не могло не породить многообразие традиций, своеобразность которых подчас вызывает у носителей иной культуры неподдельное удивление.

Одним из таких самобытных народов является племя мосо, уклад жизни которого способен поразить даже самого искушенного путешественника. В отличие от всех остальных обществ, это племя живет в матриархальной традиции. Иными словами, сильным полом у этого народа считаются женщины, на плечах которых лежит как управление племенем, так и множество других обязанностей, которые у других народов традиционно считаются прерогативой мужчин.

Мужчины-воспитатели племени мосо

Исторический экскурс и общие сведения

Численность племени мосо на данный момент составляет приблизительно сорок тысяч человек человек. Большинство проживает в гималайском предгорье, неподалеку от озера Лугуху. Самоназвание их достаточно лаконично – «на».

В основном занимаются земледелием, фермеры трудятся без выходных. Прожиточный минимум невелик даже для китайской провинции – всего лишь от ста пятидесяти до двухсот долларов в год.

Тем не менее, деревни в состоянии прокормить себя самостоятельно. Также у мосо практикуется бартерный обмен между домохозяйствами

Как было сказано выше, у племени господствует матриархат. Доктор Каи Хуа, занимавшийся исследованием племени, считает, что данный порядок навязала племени немногочисленная знать, дабы предотвратить восстания крестьян.

Кроме того, мужчины мосо часто занимались торговлей, ради которой они отправлялись в далекие путешествия и оставляли женщин одних. Это способствовало развитию самостоятельности женщин, освоению ими ведения хозяйства, охоты и других «мужских» занятий.

При этом, сама знать практиковала традиционные брачные отношения, во главе семьи стояли мужчины. Таким образом, знать жила по патриархальным обычаям, характерный для большинства народов планеты.

Также известно, что в районе Юннин, в котором в нынешнее время проживает примерно шесть тысяч мосо, до 1949 года господствовала феодальная система, во главе которой стояли властители tusi.

Общество делилось на три группы – знать, народ и рабов. Tusi также жили в патриархальной традиции и делили власть с знатью.

Несмотря на то, что данный порядок был отменен в 1949 году китайскими властями, в кое-где он сохранился и поныне. Нынешняя знать практикует либо целиком патриархальный уклад, либо «двойную систему», включающую элементы как матриархата, так и патриархата.

Помимо этого, в ходе Культурной революции многих принудили к заключению формального брака.

Таким образом, несмотря на то, что сами мосо практикуют матриархат, управляет ими все же патриархальная знать. Впрочем, этот факт не отменяет самобытности образа жизни племени.

Бытовой уклад племени

Мосо живут большими семьями, формируемыми по принципу матрилокальности. Иначе говоря, мужчины переходят в родовую общину женщины, формируемой вокруг единоличной управительницы.

Члены семьи проживают под одной крышей. Полновластной хозяйкой дома является женщина «ahmi».

Она управляет экономической жизнью. После достижения ahmi определенного возраста, она передает свои полномочия новому поколению. Избирая наследницу, она вручает ей ключи от склада. Данный жест олицетворяет акт передачи власти.

Дома обыкновенно достаточно большие и разбиты на четыре сектора, образующих один квадрат. Достигшие совершеннолетия женщины имеют свои, выделенные комнаты. В то время как остальные проживают вместе в общих «четвертях». Иногда в доме мосо содержатся животные, которым отводится первый этаж здания.

Условия в деревнях мосо далеко не тепличные. Электричество в них было проведено относительно недавно, к тому же, не везде. Канализация и водопровод встречаются редко. Впрочем, иногда в домах мосо имеется бытовая техника: стиральные машины, телевизоры и т.д.

Матриархальные традиции и порядки мосо

Самая интересная часть жизни племени мосо – это их традиции и порядки. Так как мосо живут по матриархальному укладу, то их традиции коренным образом отличаются от порядков иных народностей.

Так, например, наследование идет строго по материнской линии. Мать имеет неотчуждаемые права на отпрысков.

Женщина, как уже выше было сказано, является главной в семьей и управляет ее экономической жизнью. Кроме того, женщины имеют доступ ко всем видам профессиональных занятий. Наконец, у мосо отсутствует институт моногамии и женщин племени никто не выдаст против воли замуж.

Изначально, их язык не знал слова, обозначающего отца. Это следствие отсутствия практики участия биологических отцов в воспитании. Воспитанием занимаются, по большей части, дяди. Дети привязываются к ним сильнее, чем к биологическим отцам. Впрочем, иногда последние снабжают детей карманными деньгами.

Детям сызмальства прививаются два важнейших понятия – принцип важности общности и важности умения делиться. Это необходимое условие выживания крупного сообщества, проживающего в одном доме, одной большой семьей.

Экономические отношения и какие-либо иные прочные связи между партнерами не практикуются. Данный тип связи называется «гостевой брак». При этом, женщина не имеет активной роли – она ждет, пока ухажер сам окажет ей внимание.

Женщина имеет право менять сексуальных партнеров и не подвергаться общественному порицанию. Но чересчур частая смена все-таки осуждается обществом. Также женщина может быть подвергнута наказанию, если заведет сексуальную связь с мужчиной-инородцем.

Представительницы мосо очень ценят свою независимость. Например, чтобы мужчина покинул дом, женщине-мосо достаточно приказать ему уйти. Также, обыкновенно, женщины не слишком привязываются к своим мужчинам. Чаще всего, их отношения являют собой периодическую моногамию – партнеры встречаются какое-то время, после чего расстаются.

Мужчины племени мосо

Место мужчин в культуре мосо

Практически всеми работами в обществе мосо заправляет женский пол. Они обрабатывают землю, задают корм скотине, ловят рыбу, управляют экономикой и общественной деятельностью.

Мужчины же в этой системе оказываются не у дел. Помимо участия в воспитании детей сестер, они могут заниматься рыболовством. Кроме того, раз в год мужчины участвуют в скотоводческой ярмарке, проделывая большие расстояния, на транспорте или пешком. Также, в некоторых случаях, они могут равно участвовать в домашних работах.

Но, при этом, в то время как женская половина сообщества работает, мужская – бездельничает . Некоторые признаки указывают на то, что у мужчин отсутствуют обязательные занятия.

Таким образом, почти все тяготы жизни и общественно-экономические функции являются бременем женщин племени.

Загрузка ...