Пещера Альтамира — тайна подземной галереи

Пещера Альтамира расположена в горах области КантабрияСобака выла и жаловалась на свою учесть, казалось на всю округу… Трагическое происшествие, по которому она попала в расщелину скал в погоне за дичью в прибрежной области Ла-Марина в Кантабрии, в окрестностях приморского городка Сантандер послужило прологом удивительных событий, привёдших к открытию одной из известнейших в археологическом мире пещер Альтамира.

Её хозяин, охотник Модесто Перес услышал свою любимицу сразу и бросился спасать. Лихорадочно разбирая камни, он все ближе довольно быстро подбирался к животному и не сразу заметил, что рядом с ним при разборе камней открывается зияющая и пугающая пустота входа в подземную галерею Альтамира. Произошло это событие летом 1868 года, чуть позже о своей находке охотник рассказал владельцу земли, известному в тех местах любителю палеонтологии, археологии и разных древних артефактов Марселино де Саутуола.Альтамира — Сикстинская капелла первобытного искусства

Занятый юридической практикой по нескольким интересным делам и предстоящим посещением Всемирной выставки в Париже испанский «просвещённый идальго» под впечатлением археологических артефактов, увиденных там, отправился к Альтамире только в 1875 году. Первичный осмотр крупной подземной галереи, длина которой составляет 380 метров и расположенной на склоне известкового холма на высоте 120 над долиной речки Саи, не принёс ничего интересного.

Несколько разочарованный, испанский аристократ забывает о находке на четыре года, деятельный и привыкший заниматься проблемами, только интересующими его, он в это время был увлечён некоторыми естественнонаучными вопросами. Во второй раз, подготовившись значительно лучше, он предпринимает попытку обследования пещеры Альтамира только в 1879 году. В этот раз ему улыбается удача, и он находит в пещере орудия труда древнейших людей и многочисленные кости зверей.

Марселино де Саутуола его дочь МарияВ один из летних дней, запланированных для работы в пещере, с ним прогуляться до подземной галереи настойчиво попросилась его дочь Мария. В свои 9 лет она была ребёнком непоседливым и очень любознательным, живо интересующимся всеми естественнонаучными изысканиями отца. Пока отец у входа был занят в археологическом раскопе, Мария с интересом обследовала стены и потолок пещеры. Именно она в одном из боковых помещений пещеры, расположенном ниже основной галереи обнаружила знаменитую живопись Альтамиры. С её восклицания «Папа, посмотри, быки…» началась эпоха научного исследования карстовой полости, которая незакончена и поныне.

Отец услышал восторженный крик дочери из глубины подземной галереи и поспешил на её зов, при свете факелов им удалось рассмотреть несколько рисунков животных на потолке. Будучи человеком, хорошо знакомым с артефактами древности, археолог понимал, что наблюдает рисунки незаурядные, он видел такие только на предметах, относящихся к палеолиту. Ему необходима была научная консультация по датировке и изучению рисунков Альтамиры и археолог-любитель обратился за помощью в Мадридский университет. На его просьбу откликнулся Хуан Виланова-и-Пьера, университетский археолог, имеющий большой опыт в подобных исследованиях, он составил план изучения пещеры и всячески помогал его осуществлению.

Результат их совместных исследований опубликован был в 1880 году, в виде небольшой брошюры с картинками и названной Краткими заметками о доисторических предметах, найденных в провинции Сантандер. Но участники исторического конгресса, состоявшегося в Лиссабоне чуть позже во главе с французским специалистом Габриэлем-де-Мортилье, высказались резко против определённой мадридскими учёными датировки памятника археологии.Рисунки в пещере Альтамира

Как ни странно, главным аргументом научной дискуссии, отрицавшим палеолитический возраст артефактов Альтамиры стала их высокое художественное качество и беспрецедентная сохранность. Под напором французской делегации рисунки Алтамиры были признаны более поздней подделкой под палеолитические сюжеты, а Марселино де Саутуола обвинили в заказе рисования этих картин. До самой своей смерти в 1888 году археолог-любитель жил с клеймом исторического фальсификатора и травмой в душе.

В 1895 году во Франции в подземных галереях Комбарель и позже в Фон де Гом были найдены зооморфные рисунки палеолитического возраста, подобные изображениям пещеры Альтамира. Этот факт позволил известному археологу из Франции Эмилю Картальяку пересмотреть результаты Лиссабонского исторического конгресса 1880 года. Он публично признал ошибку учёных относительно открытий в обширной статье на страницах археологического журнала.Посещение пещеры Альтамира в Испании

Летом 1902 года были организованы новые раскопки в Альтамире, доказавшие, что сделавшие её известной рисунки были нанесены между 15 и 10 тысячелетиями до н. э., именно в период позднего палеолита. Марселино де Саутуола и его дочь Мария признаны научным сообществом первооткрывателями наскальной живописи Альтамиры. Сегодня доказано, что замечательная сохранность рисунков связана с естественной герметизацией карстовой полости около 13 тысяч лет назад. Уникальная пещера в 1985 году становится особо ценным объектом в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Карстовая полость пещеры Альтамира состоит из основной подземной галереи и отдельных залов, главный из которых довольно обширный 18/9 м и высокий до 5,5 метров. Дневной свет когда-то попадал в карстовую полость из большого отверстия на потолке. На стенах и потолке залов пещеры, один из которых Плафон имеет площадь около ста квадратных метров, древними художниками нанесены крупные рисунки более двадцати животных лошадей и быков, оленей и кабанов, бизонов и горных козлов, сцены охоты, так называемой Мадленской культуры.Пешера Альтамира

Интересной особенностью изображений Альтамиры является нанесение их на выпуклости скальной поверхности, что создаёт визуально эффект объёма. Учёные поныне спорят о том, изображалось это единой композицией, или имеет место просто накопление отдельных рисунков в течение большого временного отрезка, был ли это один художник или авторство принадлежит многим древним живописцам.

Рисунки быков в пещере АльтамираПоражает исследователей мастерство и манера художника, твёрдой рукой проведены абсолютно без поправок чёткие линии, передающие динамику движения и повадки зверей. Позже подобные приёмы использовали в своей живописи художники-импрессионисты. П. Пикассо, побывав в Альтамире, воскликнул: «После Альтамиры – все упадок», что звучало из его уст как высшая похвала неизвестным древним художникам. Своеобразное цветовое решение создано с помощью природных естественных красителей гематита и охры, каолина и марганца, разведённых на крови животных, жире и костном мозге.Изобразительная достоверность и жизненная сила настенной живописи Альтамиры стали классическим примером монументального первобытного «реализма».

С целью сохранности бесценных рисунков в пещере Альтамира доступ в неё ограничен, посетить её можно только со специальным разрешением, которое ожидают при наличии заявки годами. Меры эти не являются излишними, подземную галерею уже закрывали не раз по настоянию учёных из-за появления плесени. В 1964 году в одном из подземных залов при археологическом музее в Мадриде группой немецких учёных воссоздана точная копия подземной галереи. Многочисленные копии колоритных изображений Альтамиры хранятся в Мадридском и Мюнхенском музеях.

Загрузка ...
Turako — туристический интернет-журнал
728*90