Мусульманка с ребенком

Женщина в исламском мире — в рабстве у традиции

 

На сегодняшний день мусульманская культура представляется европейскому сообществу одной из наиболее архаичных, сохранивших в себе слишком много пережитков древности, несоответствующих реалиям современного мира.

Многие традиции мусульманских обществ принято объяснять культурными особенностями, но, когда речь заходит о правах женщин, то даже самым ярым антиглобалистам становится не по себе. Ведь одно дело, когда речь идет о религиозных обрядах или традициях гостеприимства, которые никому не наносят вреда и совсем другое, когда права и свободы одних членов общества ставят под угрозу жизнь и безопасность других.

Современная мусульманка

Современные мусульмане объясняют большинство культурных особенностей, связанных с распределением ролей в обществе, существовавшими еще до принятия ислама в арабском мире традициями. Они убеждены, в огромной роли Мухаммеда, как защитника прав женщин. Так, например, в 7 веке было впервые запрещено убивать нежелательных новорожденных девочек, ограничено многоженство. Женщины смогли получать наследство, участвовать в судах, подавать на развод. Брак впервые стал «договором», а женщина – одной из его полноправных сторон.

Разумеется, эти изменения не сделали положение женщины равным положению мужчины, но для своего времени подобные реформы были необычайно либеральны. Для сравнения, на протяжении всего средневековья в Европе женщина была лишена каких-либо гражданских прав, развод находился под запретом, а мужчина мог полностью распоряжаться жизнью своей жены.

Но почему среди народов, исповедующих ислам древние традиции оказались так живучи? На самом деле, ответ на этот вопрос лежит на поверхности. В тексте самого Корана – главной книги мусульман – мы можем прочесть о, что умы женщин несовершенны и женщины не имеют здравого смысла. Мухаммед почти не оставляет женщинам надежды ни счастливую загробную жизнь, заявляя, что подавляющая часть населения ада – это женщины, которые были неблагодарны своим мужьям. Ничего подобного, разумеется, в Библии мы не найдем.

В семейной жизни оба супруга, согласно исламской традиции, имеют определенные права и обязанности. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что на первый взгляд схожие тезисы о терпении и уважении имеют для каждого из них совершенно разный оттенок. Кроме того, многие аспекты предписаний ставят женщину если не в бесправное, то в такое положение, при котором муж волен определять тот объем личной свободы, которым может распоряжаться его жена. Так, например, женщина не имеет права покидать дом без сопровождения мужа, и уж тем более, знакомиться или оставаться наедине с другим мужчиной. Она должна быть готова в любой момент удовлетворить сексуальные потребности своего мужа, а на публике полностью закрывать свое тело одеждой (хиджабом). В случае непослушания жены, супруг имеет право ограничить расходы на жену, а в некоторых случаях даже применить методы физического воздействия. Получать образование или работать также можно лишь с согласия супруга. По мнению мусульман, подобное обращение вполне вписывается в представления об «уважении к женщине» и «заботе о ней», которое предписывают хадисы.

Справедливости ради стоит отметить, что не везде и не всегда ситуация обстояла так мрачно. В истории мусульманского мира, как и в истории европейского, встречались женщины-правители, например, знаменитые правительницы Йемена Малика Асма и Малика Арва. Велика была и гуманистическая роль женщин, во все времена они выступали в качестве основательниц и покровительниц учебных и медицинских учреждений.

В XIX веке во всем мире остро встал вопрос о расширении женских прав и свобод. Иранская поэтесса Тахири первой из женщин взялась за толкование Корана.  В исламских обществах стали возникать законодательные проекты, обеспечивающие женщинам свободу и безопасность. Наиболее ярким примером, иллюстрирующим процесс эмансипации, является Турция. Там женщины получили доступ к обучению в университетах еще в первой половине XX века и вскоре составили 10 % от всех дипломированных специалистов. Им было разрешено ездить в тех же отделениях трамваев и поездов, что и мужчинам, официально запрещено многоженство. Однако полного равноправия достигнуто не было: женщинам до сих пор бывает сложно начать свой бизнес или выехать за границу из-за устоявшихся социальных стереотипов. В начале XX века в Египте официально была осуждена практика наложниц, женское рабство и полигамия. В 1962 – юридически закреплено равенство мужчин и женщин.

Мусульманки в современном мире

Однако в некоторых странах Ближнего и Среднего востока попытки проведения подобных реформ вызвали бурный протест в обществе. Хотя в 1950ые-1960ые гг. в Афганистане конституцией и были закреплены равные права мужчин и женщин. Но в 1996 г. после смены режима и приходу к власти талибов процесс был обращен вспять. Только после свержения радикального режима и принятия новой конституции равноправие было вновь юридически подтверждено.

Но даже в тех странах, в которых реформы прошли наиболее успешно они всегда затрагивали лишь законодательную сторону проблемы и, разумеется, были не способны в такой короткий срок произвести кардинальные перемены в общественном сознании, которое формировалось веками. А некоторые мусульманские страны и вовсе оказались не способны принять новые идеи, так сильно в них было влияние традиций.

Проблема положения женщины в большинстве мусульманских стран до сих пор стоит остро. Например, в Саудовской Аравии у женщины не больше прав, чем у маленького ребенка: ей нельзя водить машину, голосовать, без разрешения супруга она не может учиться, работать, выезжать за границу. Даже там, где законодательно мужчины и женщины равноправны, на деле женщину часто не воспринимают как полноценную личность.

Загрузка ...
Turako — туристический интернет-журнал
728*90