Лувр - музей Парижа

Лувр — сокровищница мировой истории

 

Лувр — богатый дворцовый комплекс, именно здесь нам улыбается своей загадочной улыбкой Джоконда, хранятся древние мумии и античные скульптуры, произведения искусства всех величайших художников истории. Давайте познакомимся с гордостью Парижа поближе.

Лувр является самым уникальным музеем мира не только по богатству коллекций (тут есть кому поспорить с его запасниками!), но и по своему архитектурному ансамблю. В отличие от, например, Эрмитажа, чей архитектурный облик был создан Растрелли, а затем лишь дополнялся постройками в стилистике первого зодчего, общий ансамбль Лувра сложился из трудов четверых великих, не похожих друг на друга архитекторов: П. Леско, Ж. Лемерсье, Ф. Делорм и К. Перро.

Трудам последнего и принадлежит знаменитый памятник французского классицизма – восточный фасад (тот самый, перед которым и сейчас находится знаменитый счастливый фонтан – хотя именно на его месте при Миттеране хотели возвести футуристический стеклобетонный куб, находящийся сегодня во внутреннем дворе).

Лувр вечером

История Лувра

Изначально место, где сейчас находится Лувр, было окружено крепкими стенами и рвом с водой, и являлось средневековой крепостью, построенной по приказу Филиппа II. Его цель – защита от викингов, нападавших на данную местность со стороны реки Сена. В 1190 году началась постройка двух башен, одну из них назвали Лаврской.

Учёные считают, что такое название цитадель получила из-за большого количества волков, водившихся на этой территории. Место назвали «волчьим», что в переводе на французский читается как «Лувения».

Другая версия гласит, что место изначально называлось Lupara – лупанариум в переводе не нуждается, поэтому пришлось облагораживать.

Лупанарий — публичный дом в Древнем Риме.

Туристы и сейчас могут увидеть части стен и башен, найденных при раскопках. Башни, ров и часть несущей стены находятся в одном из залов в лёгком полумраке, погружая нас в эпоху средневековья.

Со временем Париж начал расширяться, строились новые крепости и цитадель потеряла свою первоначальную оборонительную функцию. При Карле V Лувр значительно расширился, в нём хранилась казна. Королю понравилась крепость, он сделал её своей резиденцией, расширил и облагородил залы и фасад сооружения. Сюда же была перевезена большая, по меркам того времени, библиотека.

Помещения приспособили для проживания королевской четы, приближённых и свиты. В стенах прорубили дополнительные окна, добавили жилой корпус, несколько парадных лестниц. После смерти короля замок пришёл в запустение, монархи предпочитали другие места. Новый расцвет Лувра произошёл в период правления Франциска I. Он сделал свой выбор неслучайно, в первые годы своего правления он был пленён испанцами. Жители Парижа собрали огромную сумму денег, чтобы выкупить короля, а в знак благодарности он вернул резиденцию в центр Парижа — Лувр.

Историческое фото Лувра

В XVI веке по поручению вдовы Генриха II, Екатерины Медичи, возле Лувра возвели новый дворцовый комплекс Тюильри, но после он сгорел и не был восстановлен. Архитектором дворца «Черепичка» (по-французски «le tuile» – глиняная черепица) был Филибер Делорм.

Между двумя дворцами, ещё во время существования Тюильри, по генеральному плану была возведена галерея. После она станет основой музея, при его планировании предполагалось, что в ней будет храниться королевская коллекция. Из-за взаимного ожесточения восставших и правительственных войск (а так же возможно из-за артобстрелов города) этот величественный дворец доступен нам сегодня только на картинах, эстампах и эскизах. 

Старое фото Лувра
Строительство Лувра

Расцвет дворца Лувр произошёл в период правления Франциска I.

 
 
Старое фото Луврвского дворца

Вторая половина XVII века принесла новые широкомасштабные перестройки, были приглашены архитекторы со всего света, в итоге работу поручили французскому мастеру Клоду Перро. Он построил восточную колоннаду. Другой архитектор Лето создавал интерьер залов и холлов, где должна была размещаться коллекция.

В период правления Людовика XIV резиденция была перенесена в Версаль, в результате этого многие залы и помещения не достраивались долгое время. После потери статуса резиденции, в его стенах располагались различные учреждения, в комнатах размещались художественные мастерские, а иногда жили квартиранты, мебельщики, декораторы, скульпторы. С первыми залпами пушки Французской революции в стенах Лувра собиралось Национальное собрание.

Общедоступным музей Лувр стал в 1793 году. Первая выставка представила на суд общественности коллекции конфискованных картин, отнятых у аристократов.

Большой вклад в пополнения фонда внёс Наполеон. В каждом завоёванном городе были собраны редкие и ценные предметы искусства, которые немедленно доставлялись в Париж. После поражения его войск, многие экспонаты так и не были возвращены.

После 1870 года начался долгий процесс реконструкции здания и передача в собственность музея Лувр всех помещений, занятых административными учреждениями.

Лувр, Париж

Строительство «Пирамиды»

Через сто лет по поручению президента началось строительство так называемого «Большого Лувра», произошла большая перепланировка, оборудованы новые входы и помещения. Заключительным штрихом реконструкции стало создание пирамиды архитектором Ео Минг Пейем. Были возведены одна центральная и ещё три маленьких пирамиды.

Для создания стекла были приглашены специалисты, нужно было сделать не только особо прочный материал, но и сделать поверхность, отражающую солнечный свет. Между пирамидами разместился бассейн, чуть выше уровня всей площади.

Чиновники были против строительства центральной пирамиды, аргументируя это тем, что она испортит исторический ландшафт площади и города. Но стеклянное изваяние полюбилось жителями и гостями столицы, став его визитной карточкой и одной и главных достопримечательностей.

Пирамида Лувра

Коллекции Лувра

В знаменитом музее официально находится всего шесть отделов. Но они так велики, что месяца отпуска будет мало для ознакомления. К тому же, эти коллекции разнообразны, чему тоже есть историческое объяснение.

История коллекций Лувра

Как музейная коллекция, собрание шедевров Лувра интересно тем фактом, что собирали его не по принципу «что есть лучшего в мире» (как поступали российские Императоры после Екатерины Великой), а согласно личным вкусам правивших монархов. Понятно, как сильно отличались художественные предпочтения таких королей, как Франциск I (по легенде, первый, кто поставил сбор коллекции «антиков» и редких картин на регулярную основу), Генрих III (отточивший свой вкус в «варварской» Польше и утонченной Венеции) и, например, Людовик XIV, Людовик XVI и Наполеон.

Поэтому-то долго (пока не поработала реклама XX века) Лувр считался не самым знатным собранием великих произведений искусства, но вот по разнообразию собранных objets d’art (предметов искусства – а уж просто ли это «уникальные предметы» или «œuvres d’art», шедевры, – тут ещё надо было думать) этот музей занимал первое место всегда.

Классический пример – история «Моны Лизы», долго считавшейся одной из посредственных картин да Винчи. Но сперва знаменитая кража картины, а затем и десяток детективов об этом похищении в середине прошлого века и мистический триллер Брауна про код да Винчи в начале этого столетия, превратили картину не просто в шедевр, а в символ мистичности и многослойности Великой культуры.

Колекции Лувра

Залы коллекций Лувра

Перед тем, как бросаться в музей, следует отметить, что вы сможете найти там картины и другие объекты искусства, попавшие в коллекцию до 1848 года.

В прошлом столетии было решено отделить от «национального музея» современное искусство (для чего был построен центр Помпиду, там можно полюбоваться на импрессионистов или пуантилистов), а доисторические артефакты (кроме египетских, греческих и римских) переместили в музей археологии.

Зал живописи и рисунка

Больше всего внимания привлекает главный отдел музея — «Живопись и рисунок». Именно там вы можете увидеть известную «Мону Лизу», другие шедевры мастеров всех стран – портреты Боттичелли и иконы Чимабуэ.

Более того, именно в этом зале музея порой открываются выставки (или целые залы) противоречащие «хронологическом отбору» – как, например, пользующийся огромной популярностью в этом году зал Делакруа, создававший свои картины после 1848 года.

Зал живописи и рисунка в Лувре

«Мона Лиза» — главный шедевр Лувра

Картина приобрела большую известность в 1911 году, благодаря краже века. Работники Лувра похитили ценный экспонат, её нашли лишь по истечении двух лет, когда картину пытались продать на территории Италии. Все эти два года картина не сходила с заголовков различных журналов и газет.

Теперь Джоконда хранится за заграждением, сдерживающим толпу туристов и пуленепробиваемым стеклом. Эту картину вы точно не пропустите, по всем залам расставлены таблички, указывающие в каком направление идти к его главной достопримечательности.

Увидеть «Мону Лизу» нигде больше нельзя, из-за плохого состояния полотна руководители музея запретили вывозить её на временные выставки.

«Мона Лиза» в Лувре

«Коронация Наполеона»

Другой ценнейший экспонат коллекции Лувра — картина «Коронация Наполеона». Художник Давид изобразил момент, когда на голову будущего императора опускается корона, преподносимая Жозефиной, а Пий Седьмой его благословляет.

Полотно было создано по личному заказу императора, но оно не совсем точно изображает момент коронации, например, на ней не было матери Наполеона, хотя на картине она изображена прямо по центру. Сам император изображён выше своего настоящего роста, а Жозефина намного моложе своих лет.

Зал скульптуры

Зал скульптуры один из посещаемых отделов Лувра. Именно там вы сможете сравнить статую Венеры Милосской с изваянием Ники Самофракийской.

Представление о чувственности женского тела чуть изменились, но не так уж и сильно. Характерно, что у более древней статуи «Юноши с Куроса» хоть одна рука, да сохранилась.

Венера Милосская

Ещё одна звезда — это статуя Афродиты или Венеры Милосской. Женская фигура из белоснежного мрамора — эталон женственности и красоты. У статуи нет рук, есть несколько легенд связанных с этим фактом. По версии учёных они были отломаны в результате конфликта французов и турок. По другой версии, она уже была найдена без рук.

Есть и более красивая версия. Скульптор искал идеальную натурщицу и до него дошли слухи о прекрасной девушке, жившей на острове Милос. Архитектор отыскал юную красавицу, влюбился в неё, она ответила ему взаимностью. В день, когда скульптура была почти готова, между мастером и его музой разыгралась нешуточная страсть. Девушка так сильно обняла его, что он задохнулся, а статуя так и осталась незаконченной.

Венера Милосская в Лувре

Египетский зал

Во многом благодаря походам Наполеона и общим историческим (со времен Людовика Святого) контактам Франции с этим регионом, египетский отдел луврской коллекции является наиболее интересным и исключительным для европейских стран.

Вы увидите там древнейшие статуи («Писец из Саккарры»), удивительных животных, вроде крылатых шебу (интересно, кто такие? Добро пожаловать в Лувр!), коллекцию знаменитых фаюмских портретов.

Конечно, имеются и мумии.

Египетский зал в Лувре

Греческий зал

В отделе  греческого, римского и – внимание! – этрусского искусства, мужчин прежде всего привлекут амфоры и вазы с росписями или инкрустациями в виде совокупляющихся пар и даже богов и чудовищ. «Камасутра» покажется скучным учебником.

Из более возвышенных объектов внимания заслуживают этрусские саркофаги с чудом сохранившейся глиняной лепниной, образцы древнего вооружения, римские статуи с сохранившейся инкрустацией. Все знают, что древние греки и римляне свои статуи раскрашивали, но в какие цвета – можно стоить только предполагать. Но верную ниточку подает цвет этих инкрустаций. Любопытна и статуя «Мальчик из Пьомбино».

Греческий зал в Лувре

Вид на Лувр
Зал картин в Лувре

Во дворце можно увидеть множество популярных предметов искусства.

 
 
Венера Милосская в Лувре

В Лувр без очередей

Музей Лувр очень посещаемый, поэтому вам не избежать длинных очередей, где можно простоять полдня. Есть несколько простых правил, следуя им можно с лёгкостью обогнуть толпы людей, не потратив ни грамма драгоценного времени.

  • Билет нужно купить заранее или заказать отдельную экскурсию.
  • Предусмотрен специальный вход для обладателей карты или билета. Вход расположен прямо напротив Пирамиды, в небольшом проходе.
  • Если нет желания ходить в составе группы, то заранее приобретите аудиогид с русскоговорящим переводом, так вы сэкономите время и деньги, посмотрев только действительно интересные экспонаты.

Большое скопление людей появляется у входа в Лувр, так как в музее усиленные меры безопасности. Турист проходит через металлическую рамку, охрана осматривает все сумки, проверяя их металлодетектором. Очереди у касс почти не бывает, к тому же билеты продаются и через специально установленные автоматы.

  • Лучшее время для посещения — раннее утро, нет очередей и толпы туристов, облепивших любой хоть немного интересный экспонат.
  • Если вы приехали в город с октября по март, то попасть в Лувр можно совершенно бесплатно, акция действует каждое первое воскресение месяца. Во время всевозможных празднований и детских каникул музей привлекает массу народа, это не самое удачное время для приобщения к искусству.
  • Пирамида главный, но не последний вход, ещё один находится в торговом центре Carrousel du Louvre.
Вход в Лувр

Видео о  Лувре

Смотрите видео «Лувр»

Как добраться до Лувра

Музей Лувр находится в центре столицы, добраться до него не составит особого труда. До музея можно добраться на:

  • метро, нужно выйти на станции с длинным и труднопроизносимым названием Palais Royal Musee du Louvre — на пересечение первой и седьмой линии.
  • автобусе, они до Лувра курсируют постоянно, номера: 21. 24, 39, 69, 81, 95. Автобусная станция прямо напротив стеклянной Пирамиды.
  • машине, следует учесть одну пикантную особенность улиц центра Парижа: на большинстве из них движение одностороннее. Поэтому стоит или послушно внимать навигатору или взять с собой приятеля парижанина.
  • пешая прогулка по романтичному Парижу, особенно в хорошей компании.

Время работы и стоимость посещения Лувра

Музей Лувр работает ежедневно с 9:00 до 18:00, кроме вторника. Не стоит дожидаться 18:00 часов, работники выпроваживают туристов ещё за полчаса до официального закрытия. В среду и пятницу музейные залы закрываются в 21:30.

Музей закрыт в праздничные дни: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Стоимость билета 17 евро.

Внимание: билеты в «зал Делакруа» стоят на 2 евро дешевле, чем «общий» билет в музей. Также отдельную плату в 13 евро заплатите за посещение зала Наполеона

Бесплатно Лувр могут посмотреть:

  • Дети до 18 лет;
  • Граждане, входящие в Евросоюз, возрастное ограничение 18-25 лет;
  • Каждую пятницу с 18:00 до 21:45 вход в музей бесплатный для посетителей в возрасте до 26 лет, независимо от страны проживания;
  • Безработные и инвалиды, в первое воскресенье любого месяца:
  • Вход свободный для всех посетителей в первую субботу каждого месяца с 18:00 до 21:45 вечера и в День взятия Бастилии (14 июля).

Об уникальных экспонатах шести отделов и бесчисленных залов Лувра можно писать много, но лучше всё увидеть самим. Любоваться картинами и статуями всегда лучше в одиночку или с подругой, но в Лувре собраны такие эксклюзивные раритеты, что ходить по нему с опытным экскурсоводом куда познавательнее и престижнее – за некоторых гидов идет настоящая борьба на сайте музея, где можно записаться на экскурсию.

Загрузка ...
Turako — туристический интернет-журнал
728*90