Парижский Пантеон

Пантеон в Париже — от собора до усыпальницы

Инна Плисенко | Сен 13, 2019

 

Пантеон в Париже – мавзолей с богатой французской историей. Задуманный как церковь для богослужений и покаяний, он был создан по подобию Пантеона в Риме.

Однако за свой период существования ему суждено было перенести массу сумбурных событий и метаморфоз.

Выстроенный Пантеон стал очередным зданием, вызвавшим негодование у парижан простотой своих форм и непонятным смешением стилей. В их мнениях он выбивался из привычной зодческой культуры, словно выступая против прочей архитектуры города.

Лишь со временем, как и другим памятникам Парижа, Пантеону была уготована участь стать любимой достопримечательностью жителей Франции и путешественников всего мира.

Пантеон в Париже

Священная клятва короля Франции

В середине XVIII столетия Франция и несколько европейских стран вознамерились поделить обширную земельную вотчину династии Габсбургов. В разразившейся войне короля Франции Людовика XV, взявшего на себя командование войсками, внезапно поразил недуг. Высокую температуру и тремор организма, вызванные воспалившейся подагрой, не могли устранить почитаемые доктора страны. Не имея в те времена антибиотиков, они лишь разводили руками и предсказывали скорый уход правителя.

Чувствуя приближение своей кончины, монарх, пребывая уже в бредовом сознании, в своих молитвах он воззвал к Sainte Genevieve – пресвятой праведнице и защитнице болеющих от всякой хвори. В обмен на свое выздоровление король клятвенно обещал в ее честь воздвигнуть величественный храм. И чудо произошло: здоровье правителя пошло на поправку. А вот его любовнице герцогине Мари-Анн де Шатору, заразившейся инфекцией, повезло меньше, и в декабре 1744 года она отошла в мир иной.

Впав от потрясения в депрессию, Людовик забывает не только о данном обете, но и о делах государственных. Вскоре сердце короля, предназначенное более для любви, нежели для тоски, обретает новые чувства в лице новой возлюбленной, маркизы де Помпадур. Правителя внезапно настигает мысль о данной ранее клятве возвести памятное святилище, и он принимает решение о назначении брата фаворитки, маркиза Мариньи, управляющим по строительству церкви Сент-Женевьев. Находясь в поисках достойного архитектора, Мариньи вспоминает своего преподавателя Жака-Жермена Суффло, мастера смелых скульптурных решений.

Так, только спустя 11 лет после исцеления Людовика, в 1755 году, Ж.Ж.Суффло приступил к работе над проектными чертежами будущего храма.

Первый проект Ж. Суффло

Возведение Пантеона в Париже

По задумке архитектора, территория для сооружения Пантеона в Париже была отведена в зоне аббатства Св. Женевьевы, а образцом для подражания стал римский Пантеон. Согласно первому варианту, разработанному Суффло, парижский собор должен был иметь очертания «греческого» креста. Такая архитектурная дерзость вызвала особый гнев и ярость со стороны католической церкви. Скульптор, дабы избежать ее негодования, привнес изменения в проект, удлинив два крыла здания. Это придало храму схожесть с католической базиликой и примирило обе стороны.

Непосредственное возведение церкви началось лишь в 1764 г. Людовик XV самолично заложил первый камень будущего Пантеона, обозначив начало строительства молельни.

Сооружение храма периодически усложнялось определенными проблемами. Уже на этапе завершения внутренней отделки мастера обнаружили появление сколов и трещин на колоннах, подпирающих свод. В срочном порядке была создана специальная комиссия из профессионалов, которые, изучив природу происхождения щербин, вынесли вердикт:

«Кладка и перекрытия выполнены на должном уровне. Строительные материалы использованы качественные. Усилить несущие стойки колонн».

Пантеон внутри
Пантеон внутри

В 1764 г. король Людовик XV самолично заложил первый камень.

 
 
Колонны Пантеона

Руководил коррекционными работами ученик уже почившего Суффло архитектор Жан-Батист Ронделе, сумевший исправить недостатки, не изменив первоначальную задумку наставника.

Иные препятствия были обусловлены финансовой составляющей. Королевская знать всегда славилась расточительностью, выделяя средства на шумные балы и содержание фавориток. На остальное казны попросту не хватало.

Так как проект Суффло предполагал приобретение дорогих материалов и качественных деталей, реализовать его без упрощений было утопично.  

Пантеон, Париж

Интерьер и экстерьер Пантеона

На строительство Пантеона ушли долгих 30 лет и 15 млн из казны. В те времена здания возводились в вычурном и помпезном стиле. Суффло же, напротив, создал французский неоклассический стиль, совместив архитектуры готического греческого креста, романского потолка, классического свода купола и греко-римского перистиля.

Вместе с преддверием длина молельни составляет 104 м, а внутри, на 52-метровой высоте, ее венчает воздушный купольный свод, опирающийся на четыре легких колонны. Прозрачность куполу Пантеона придают множество просветов, выполненных в разных направлениях по специальной технологии, напоминающей нарезку хрустальных изделий. Их переливы и отражения создают впечатления искусной магии света, внезапно проникшего в помещение и принуждающего привычную обстановку играть новыми красками.

Главный фасад инкрустирован портиком, а треугольный фронтон поддерживают коринфские колонны. В центре скульптуры – Родина, раздающая своим сынам свободу. По левую руку от нее изображены знаменитые ученые, философы, культурная богема, а по правую – великие личности страны как символ ее истории. Уже позже к архитектуре Пантеона приложили руку революционеры Франции, заложив часть окон наглухо кирпичом, убрав крест и лик Св. Женевьевы с купола и часть дорогого дизайна.

В середине Пантеона, по указу Наполеона, был установлен маятник Фуко как опытное доказательство суточного вращения Земли вокруг Солнца.

Вид на внутренню часть купола

От собора к усыпальнице

Людовику XV так и не пришлось увидеть свое детище – инфицировавшись оспой от очередной фаворитки, он в 1774 г. скончался. Своим уходом король спровоцировал начало Великой Революции во Франции, и пришедшие к власти революционные мятежники приняли решение о трансформации собора Сент-Женевьев в усыпальницу революционеров и великих французов. Ими же было изменено название сооружения на Пантеон.

Религиозный статус усыпальнице вернул пришедший к власти император Наполеон III (Бонапарт), однако захоронения в ней высшей знати, героев и талантов не прекратились. Продолжаются они и по сей день.

В величественном Пантеоне вечного покоя удостоились порядка 80 человек – знаменитые во всем мире революционеры, философы, ученые, военные, прославлявшие Францию, и только 2 из них – женщины – С. Бертло и М. Кюри.

Останки в Пантеоне хоронят не сразу, а по истечении определенного количества времени, когда страна убедится, что «претендент» не имеет запятнанной репутации и бесспорно достоин такого почитания. 

Выставка в Пантеоне

Как добраться до Пантеона в Париже?

Добраться до Пантеона можно различными способами:

  • взяв напрокат автомобиль и используя GPR-навигатор;
  • купив путеводитель по «Городу влюбленных» и присоединившись к группе туристов;
  • автобусами № 21, 27, 84, 85 и 88 до ост. Panthéon или Luxembourg;
  • на метро с отметкой линии 10 до ст. Cardinal Lemoine или Mutualité;
  • поездом RER до ст. Port-Royal.

Режим работы и стоимость билетов в Пантеон

Двери Пантеона для туристов открыты в любой день недели:

  • в зимний пери