Пантеон в Париже
Парижский Пантеон

Пантеон в Париже — от собора до усыпальницы

 

Пантеон в Париже – мавзолей с богатой французской историей. Задуманный как церковь для богослужений и покаяний, он был создан по подобию Пантеона в Риме.

Однако за свой период существования ему суждено было перенести массу сумбурных событий и метаморфоз.

Выстроенный Пантеон стал очередным зданием, вызвавшим негодование у парижан простотой своих форм и непонятным смешением стилей. В их мнениях он выбивался из привычной зодческой культуры, словно выступая против прочей архитектуры города.

Лишь со временем, как и другим памятникам Парижа, Пантеону была уготована участь стать любимой достопримечательностью жителей Франции и путешественников всего мира.

Пантеон в Париже

Священная клятва короля Франции

В середине XVIII столетия Франция и несколько европейских стран вознамерились поделить обширную земельную вотчину династии Габсбургов. В разразившейся войне короля Франции Людовика XV, взявшего на себя командование войсками, внезапно поразил недуг. Высокую температуру и тремор организма, вызванные воспалившейся подагрой, не могли устранить почитаемые доктора страны. Не имея в те времена антибиотиков, они лишь разводили руками и предсказывали скорый уход правителя.

Чувствуя приближение своей кончины, монарх, пребывая уже в бредовом сознании, в своих молитвах он воззвал к Sainte Genevieve – пресвятой праведнице и защитнице болеющих от всякой хвори. В обмен на свое выздоровление король клятвенно обещал в ее честь воздвигнуть величественный храм. И чудо произошло: здоровье правителя пошло на поправку. А вот его любовнице герцогине Мари-Анн де Шатору, заразившейся инфекцией, повезло меньше, и в декабре 1744 года она отошла в мир иной.

Впав от потрясения в депрессию, Людовик забывает не только о данном обете, но и о делах государственных. Вскоре сердце короля, предназначенное более для любви, нежели для тоски, обретает новые чувства в лице новой возлюбленной, маркизы де Помпадур. Правителя внезапно настигает мысль о данной ранее клятве возвести памятное святилище, и он принимает решение о назначении брата фаворитки, маркиза Мариньи, управляющим по строительству церкви Сент-Женевьев. Находясь в поисках достойного архитектора, Мариньи вспоминает своего преподавателя Жака-Жермена Суффло, мастера смелых скульптурных решений.

Так, только спустя 11 лет после исцеления Людовика, в 1755 году, Ж.Ж.Суффло приступил к работе над проектными чертежами будущего храма.

Первый проект Ж. Суффло

Возведение Пантеона в Париже

По задумке архитектора, территория для сооружения Пантеона в Париже была отведена в зоне аббатства Св. Женевьевы, а образцом для подражания стал римский Пантеон. Согласно первому варианту, разработанному Суффло, парижский собор должен был иметь очертания «греческого» креста. Такая архитектурная дерзость вызвала особый гнев и ярость со стороны католической церкви. Скульптор, дабы избежать ее негодования, привнес изменения в проект, удлинив два крыла здания. Это придало храму схожесть с католической базиликой и примирило обе стороны.

Непосредственное возведение церкви началось лишь в 1764 г. Людовик XV самолично заложил первый камень будущего Пантеона, обозначив начало строительства молельни.

Сооружение храма периодически усложнялось определенными проблемами. Уже на этапе завершения внутренней отделки мастера обнаружили появление сколов и трещин на колоннах, подпирающих свод. В срочном порядке была создана специальная комиссия из профессионалов, которые, изучив природу происхождения щербин, вынесли вердикт:

«Кладка и перекрытия выполнены на должном уровне. Строительные материалы использованы качественные. Усилить несущие стойки колонн».

Пантеон внутри
Пантеон внутри

В 1764 г. король Людовик XV самолично заложил первый камень.