Дворец Топкапы в Стамбуле

| Июл 24, 2017 | Путешествие | 1 коммент.

Дворец Топкапы в Стамбуле более четырехсот лет был резиденцией султанов Османской империи. Здесь была сосредоточена вся жизнь огромной страны, принимались важные решения, сюда пребывали послы из разных стран. Эта резиденция являлась местом работы и жительства самого султана. Поэтому комплекс зданий Топкапы раскинулся на огромной площади.

Он включает в себя все необходимое – жилые и хозяйственные постройки, бани, фонтаны, кладовые, помещения для приготовления пищи и прочее.

Важное место среди всех этих зданий дворца занимает гарем султана, в нем проживало до 1000 женщин-наложниц и жен правителя империи. Дворец Топкапы в Турции действует как музей с 1924 года и открыт для любого посетителя.

Кот в Гареме.

Фото Rachel Mackay

Дворец Топкапы – история строительства

Само название переводится как «Пушечные ворота». Оно не случайно, так как при каждом въезде и выезде султана производился пушечный выстрел. У резиденции были и другие названия – «дворец слез» или же «дворец плача».

Строительство дворца началось не сразу. Мехмед Завоеватель, овладевший Константинополем, первоначально поселился на месте, где располагается площадь Баязид, а на том месте, где в будущем началось строительство Топкапы, изначально находился гарем султана.

Само место когда-то во времена Византийской империи было занято под императорский дворец, но к моменту возведения Топкапы от него уже ничего не осталось, кроме церкви св. Ирины, одного из старейших сооружений в Стамбуле. По мере того, как дворец расширялся, церковь оказалась внутри Топкапы. В истории строительства можно выделить четыре этапа:

  • 1470-е годы, возведение первых построек, которые стали рабочей резиденцией Мехмеда Завоевателя и последующих за ним правителей;
  • в XVI веке дворец Топкапы претерпевает большую перестройку, в связи с переносом сюда султанского гарема;
  • султан Абдул-Междит I в 1854 г. переезжает в другую резиденцию;
  • с 1924 г. дворец Топкапы действует как музей.

Важнейшие события в истории дворца произошли при Сулеймане Великолепном и связаны они с именем его жены по имени Хюррем или Роксолана. Именно она настояла на том, чтобы гарем был перенесен как можно ближе к покоям повелителя.

Фото Rubén Hoya

Хюррем во дворце Топкапы: легенды и факты

Одна из самых легендарных личностей, связанных с дворцом – это наложница, ставшая женой султана Сулеймана Великолепного. По одной из версий эта девушка была взята в плен крымскими татарами в одном из украинских сел. Потом продана в рабство, а затем подарена будущему правителю.

Считается, что настоящее имя ее было Анастасия Лисовская, на Западе ее прозвали Роксоланой, а в султанском гареме за ее веселый нрав дали имя Хюррем (весёлая). От природы умная, сообразительная и находчивая Хюррем сумела в гареме завоевать особое расположение правителя в противоборстве с главной его женой Махидевран.

Двор в гареме.

Фото nodog please

В гареме существовала строгая иерархия, и вырваться наверх было нелегко. Первая ступень это одалиски, которые могли никогда не стать наложницами султана. Далее следовали гёзде, проведшая несколько ночей с правителем. Из их числа выбирались фаворитки – икбал. Обычно их было 10 – 15. С каждой из них он периодически спал. Если икбал рожала сына, она возносилась на высшую ступень, становилась главной фавориткой.

Красивая и обаятельная Роксолана прошла все эти ступени, привлекла сердце Сулеймана так, что он крепко полюбил ее, отослав Махидерван в дальнюю провинцию. Со временем Хюррем приобрела такое положение, что получила титул хасеки, что ставило ее даже выше родных братьев и сестер султана.  Более того, султан официально женился на ней, а это противоречило традициям турецкого императорского двора. Хюррем получила официальный титул жены и после этого Сулейман никого из женщин больше не знал.

В последние годы жизни Хюррем приобрела такой большой вес, что султан ее воспринимал, как своего главного советника, а находясь в походах всю информацию о том, что происходит при дворе, получал только от нее. Она принимала послов, вступала в переписку с иностранными государями. По одной из легенд Хюррем была, скорее всего, отравлена кем-то из придворных.

Хасеки родила Сулейману много сыновей среди которых был и наследник отца – султан Селим II. Покои Хюррем во дворце Топкапы одно из самых посещаемых мест внутри резиденции.

Описание дворца Топкапы

Дворец  Топкапы расположен на мысе, который омывается с двух сторон Мраморным морем. В плане он представляет собой прямоугольник неправильной формы, разделенный на четыре части, особо выделен гарем, как бы еще одна часть внутри четвертой.

Все сооружения обнесены стеной двух уровней: внешней и внутренней. Посетителей пускают в музей-дворец, но им доступно далеко не все, хотя  основные помещения они могут пройти полностью.

Первый двор дворца Топкапы

Путешествие во дворец Топкапы начинается с главных ворот, через которые въезжали, и уезжали султаны, в настоящее время в них входит любой турист и попадает в первый двор, где расположена древнейшая церковь города в честь святой Ирины, а также монетный двор и фонтан.

Babı Hümayun / Императорские врата

Babı Hümayun. Императорские вратаBabı Hümayun, первые из трёх церемониальных врат дворца Топкапы, были возведены в 1478 г. по указу Мехмеда Завоевателя. Через них осуществляется вход в первый двор.

Изначально они были спроектированы по типу прямоугольника с двухэтажной симметричной структурой и сводчатым перекрытием между внешней и внутренней сторонами. Это перекрытие навевает воспоминания о монументальных вратах средневековых замков, конструкция из двух арок напоминает о постройках Сельджуков.

Верхний этаж (королевская ложа) использовалась султаном для наблюдения за различными церемониями и театральными представлениями. Выбитые в мраморе на внутренней и внешней сторонах фасада стихи из Корана и императорская подпись (tuğra) Абдул-Азиза датируются 1478 г.

Алай Мейданы (Двор янычар)

Алай Мейданы (Двор янычар) в ТопкапыПервый (внешний) двор, названный «Бирун», является самым большим из трёх. Каждый раз, когда Оттоманские султаны проходили через Императорские врата во Двор янычар, отправляясь в поход или возвращаясь с него, устраивались всевозможные торжественные церемонии. То же касается пятничных молитв и прочих празднеств.

Двор Алай Мейданы использовался в качестве места ожидания важными гостями (например, послами иностранных государств и янычарами) аудиенции султана. А наиболее значимым гостям даже дозволялось въезжать в этот двор верхом на лошади. Это было единственное место во дворце, открытое для посетителей.

Церковь Святой Ирины

Эта церковь не была преобразована в мечеть после завоевания Константинополя османами в 1453 г. В ней был организован оружейный склад, а также были осуществлены несколько незначительных изменений в её внешнем и внутреннем убранстве. Её вход украшают две отреставрированные мраморные таблички с письменами, добавленные Ахмедом III.

В 1726 г. церковь была преобразована из оружейного склада в музей оружия. Однако в 1744 г. во время правления Махмуда I её отреставрировали и снова стали использовать в качестве хранилища для оружия. В XIX веке оружейный склад был переименован в “HarbiyeAmbarı” (военное училище).

В 1846 г. по инициативе главнокомандующего артиллерией строение было разделено на две секции и официально переименовано в «Музей боеприпасов и артефактов». А в период с 1908-1940 гг. церковь  Святой Ирины функционировала как Военный музей.

Второй двор дворца Топкапы

Далее следуют ворота Приветствия, через которые путешественник попадает во дворец повелителя, его покои.

Второй двор / Административные здания

Второй двор Топкапы был создан в 1465 г. во время правления Мехмеда II (Завоевателя), однако окончательный его расцвет пришелся на эпоху правления Сулеймана I (Великолепного). Именно в 1525-1529 гг. он был расширен и обновлен. Он являлся административным центром Османской империи, а также площадью, где проходили различные торжественные церемонии.

Со всех сторон он окружён сводчатыми галереями. Ключевым элементом всего двора являются врата Счастья или врата Блаженства (Bâbü’s-Saâde), олицетворяющие султана и ведущие в его часть дворца. С правой стороны двора располагаются дворцовые кухни; с левой стороны – здание государственного совета (Дивана), внешнее казначейство, вход в Гарем и Башня правосудия.

Зал заседаний министров (или Зал Дивана – Dîvan-iHümâyûn) также получил название «Куббеалты», что значит «под куполом», благодаря крыше в форме купола в главной комнате для заседаний совета. В дальней части двора расположены Императорские конюшни, а также мечеть и хаммам Бешир Ага (BeşirAğa).

Второй двор также известен как площадь Дивана (Divan Meydanı) или площадь Правосудия, так как он является пристанищем двух важнейших государственных учреждений –  Зала для заседаний министров (Divanhane) и башни Провосудия, где четыре раза в неделю обсуждались государственные дела.

Этот двор был местом  проведения торжественной церемонии восхождения султана на трон (Cülûs), церемонии вручения Священного флага (Sancak-ıŞerif) командирам вооружённых экспедиций, отправляющихся в военный поход. Также на его территории отмечались религиозные праздники (например, ArifeDivanı и BayramlaşmaTöreni), выдавалось жалование (ulûfe) солдатам кавалерии (Sipahi) и янычарам, проводились приёмы послов иностранных  государств.

Церемония распределения жалования, проходившая каждые три месяца, была одним из самых ярких событий и получила название Победное заседание (GalebeDivanı).  Приём иностранных послов и сановников обычно назначался на тот же день, что и Победное заседание, так что они  могли быть свидетелями того, как жалование и еда щедро распределялись между стройными рядами солдат, стоящими вдоль сводчатых галерей двора. Это был своего рода способ продемонстрировать иностранным послам и высокопоставленным чиновникам силу и богатство Османской империи.  Затем послы доставлялись Великим визирем в Залы для заседаний консулов, где в их честь проводился торжественный банкет.

Babusselam — врата приветствия (срединные)

Срединные врата были построены по указу Мехмеда Завоевателя в 1468 г. После их восстановления, осуществленного во время царствования Сулеймана Великолепного, их арочный каменный свод с его боковыми нишами стал отражать классический архитектурный стиль Османской империи, а две башни стали напоминать о вратах европейских замков.

Babusselam — врата приветствия (срединные) в Топкапы

Стальная дверь, построенная в 1524 г., является работой Исы бин Мехмеда. На стороне, выходящей в первый двор, начертаны Kelime-iTevhid (утверждения исламской веры), подпись Махмуда II, основные положения о репарациях, датированные 1758 годом, а также подпись Мустафы III.

На стороне, выходящей во второй двор, располагаются арки в стиле рококо 18-го века. Помещения по обеим сторонам от ворот, которые ранее использовались охранниками, больше не существуют.

Только Султану было дозволено проходить верхом сквозь врата Приветствия, которые ведут прямо в центральную часть дворца. В настоящее время они служат главным входом в музей  Топкапы для посетителей.

Здание государственного совета – Здание Дивана / Куббеатлы

Первое здание государственного совета представляло собой постройку из дерева, возведённую по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1451-1481 гг.). Современное арочное строение возникло в результате реконструкции, проведенной в 1527-1529 гг. (во время правления Сулеймана Великолепного) по проекту главного архитектора Алаэддина, а также после серии дальнейших успешных ремонтных работ.

Стены внутри помещения были покрыты мрамором в XVI веке. Красивые орнаменты, арочные своды крыльца и массивные мраморные колонны также были возведены в XVI веке. Последним штрихом, придавшим зданию совета его современный вид, стала реконструкция, осуществленная в 1972 году, в период правления Селима III.

Арочные галереи были огорожены золочёными сетками и дверьми с добавлением барельефов в стиле рококо. В результате реконструкции здания в 1819 г. (при правлении Махмуда II) были выгравированы две стихотворные надписи на его фасаде. Одна из них принадлежит Селиму III, а вторая – Махмуду II. А на стене арки, ведущей в кабинет служащих Государственного совета (Divan-iHümâyûn), начертаны монограммы Мустафы III.

Здание Дивана, Куббеатлы

Здание государственного совета, известное также как Куббеатлы (Dîvan-iHümâyûn), состоит из трёх департаментов, а именно:  зала совета, где обсуждались важные дела государства, кабинета служащих, где записывались принятые в зале совета постановления, и регистратуры, откуда документы и записи о постановлениях отправлялись в архив.

Заседания государственного совета проходили 4 раза в неделю. Члены совета (утвержденного султаном в качестве высшего органа власти), прозванные Великими визирями, визирями Куббеатлы и Высшими военными судьями Анатолии и Румелии (Европейской и  Османской империи), должны были заниматься государственными делами, принимать решения и оглашать приговоры по судебным делам. Шейх уль-Ислам (Şeyhülislam), высшее должностное лицо Османской империи по вопросам мусульманской веры, принимал участие в некоторых наиболее важных совещаниях после получения приглашения от Совета.

Остальными служащими являлись: служащий, ответственный за прикрепление монограммы султана к декретам и другим официальным документам (nişancı); казначей (defterdar); Глава служащих и министр иностранных дел (Reis-ülKüttab); писатели официальных сообщений, дозволений, лицензий и сертификатов (tezkereciler) и клерки (kâtipler).

На этих собраниях обсуждались государственные, политические, административные, финансовые и повседневные вопросы, а также рассматривались важные общественные дела. Государственный совет министров также был местом, где Великие визири принимали иностранных послов, и где проходили церемонии бракосочетания дочерей султана с их избранниками.

Правители  Османской империи не присутствовали на заседаниях в Зале государственного совета министров (Куббеатлы). Большую часть времени они следили за совещанием членов совета из отдельной комнаты в Башне Правосудия, через окно которой открывался вид на Зал Совета. Когда султан был не согласен с решением совета по какому либо вопросу, он закрывал окно, таким образом подавая знак министрам о необходимости прервать совещание. В этом случае Великий Визирь и остальные министры должны были проследовать в Зал Аудиенции, чтобы продолжить обсуждение вопроса, но уже в присутствии султана.

Зал государственного совета визирей (Куббеатлы) имеет несколько особенностей, обеспечивающих осуществление правосудия в государстве. На самом деле интерьер Зала Совета можно легко разглядеть снаружи сквозь позолоченные решётки. Такая открытость помещения означает, что все постановления Совета не были конфиденциальными и являлись достоянием общественности. С другой стороны, тот факт, что правитель следил за заседаниями Совета из своего окна, являлся доказательством того, что хотя он и делегировал свои полномочия министрам, заседавшим в Совете, он был уверен, что несправедливость никак не навредит гражданам Империи.

Башня правосудия

Башня правосудия. Фото mbell1975Изначально башня была сконструирована по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1444-46/1451-81 гг.) в качестве киоска, а позже перестроена и расширена  Сулейманом Великолепным в периоде с 1527 по 1529 гг.

Верхняя часть башни имеет конусообразную заостренную форму. При правлении Махмуда II была увеличена дальность обзора с башни с помощью усовершенствования её фонаря в 1825 (1820) году. С течением времени на башню был добавлен бельведер в стиле ампир. Это произошло в эпоху правления Абдул-Азиза (1861-1876 гг.). Лестница этой пятиэтажной башни датируется 19-м веком.

Башня Правосудия  была спроектирована по образцу традиционных дворцовых башен, что давало государю возможность осматривать с её вершины город и дворец, и в частности, наблюдать за заседаниями государственного Совета из окна башни.

Внешнее Казначейство

Внешнее КазначействоЗдание Казначейства, которое в настоящее время используется в качестве оружейной, было сконструировано по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1451-1481 гг.), а позднее снесено вместе со Зданием Совета и заменено на новое здание в период с 1526 по 1528 год (во время правления Сулеймана Великолепного). Строение покрыто восемью куполами, опирающимися на три большие колонны.

Здание Внешнего Казначейства использовалось в качестве официального государственного казначейства до середины 19-го века.

Налоги, взимаемые со страны и её провинций, ресурсы, приобретённые в ходе военных компаний, меха и кафтаны, дарованные послами (hil’at), шёлковые и позолоченные парчи,  соболиные меха и старые реестры Зала Совета – всё это в сохранности хранилось в этом здании.

Каждые три месяца это казначейство назначало и распределяло жалования (ulûfe) Янычар и солдат кавалерии (Sipahi), расходы на военные компании и морские экспедиции, а также жалования государственных служащих центральной администрации.

Внешнее Казначейство, которое находилось под ответственностью Главного Казначея (Defterdar) было распущено и закрыто по указу султана и подтверждено Великим Визирем.

Помещение для дворцовых служащих «Zülüflu»

Помещение для дворцовых служащих Zülüflu было создано в 15-ом веке с целью их подготовки к службе. Они выполняли такие обязанности, как уборка женской части дома (Гарема) и мужской половины дома (Selamlık), ведение переписок Султана (в том числе конфиденциальных), уход за троном в преддверии торжественных церемоний и религиозных праздников, перемещение тяжёлых объектов, а также заботились о похоронах Султана или кого-то из членов его семьи.

Помещение для дворцовых служащих «Zülüflu»

Название «zülüflü» («плетёный») связано с косами, свисающими с каждой стороны  от их головных уборов в форме конуса. Их поднятые воротники и косы мешали им наблюдать за тем, что происходило в Гареме, во время выполнения их обязанностей, таких как доставка дров для камина. Их главнокомандующим был Гвардейский Камергер.

В соответствии с назначенными обязанностями, они имели и соответствующие названия: Начальник гвардии, Хранитель Зала Совета, Поставщик кладовых, Капитан гвардии, Производитель сушёных фруктов и орехов, Водопроводчик-строитель и Бегун.

Частные конюшни / Султанские конюшни

Частные конюшни, султанские конюшниЗдание, где находились лошади Султана и дворцовые лошади, было создано в самом начале существования дворца Топкапы. За стойла отвечал конюх (imrahor). Помещение, покрытое одним куполом, и смежные комнаты, расположенные  в северной части здания, имеющего прямоугольную форму, служили в качестве хранилища для ценных упряжек и сёдел правителя и имели название «Императорское упряжное казначейство» (Raht-ıHümâyûnHazinesi).

Орнамент, которым декорирован купол, был доставлен сюда из дворца Köçeoğlu во время восстановления конюшен в 1940 г. В этой части здания также размещались апартаменты Хранителя Конюшен (AhırEmini), также прозванного Главным Конюхом, и прочих сотрудников.

Надпись на входных воротах конюшен гласит, что здание было полностью перестроено в 1736 г. вместе со старой мечетью и хаммамом главным архитектором Бешир Агой (Dârü’s-saâdeAğasıBeşirAğa). Бассейны, находящиеся на территории двора, были построены в период правления Мехмеда Завоевателя (1451-1481 гг.) и Мурада III (1574-1595 гг.). Императорские конюшни связаны с первым двором и Алай Мейданы, воротами Meyyit или Похоронными воротами.

Мечеть Бешир Ага и хаммам

Мечеть Бешир Ага и хаммам. Фото Richard MortelМечеть и хаммам были спроектированы в  1736 году Хаджи Бешир Агой, главным архитектором в период правления Махмуда I. Здание возвышается над землей (fevkani) и сконструировано в неоклассическом стиле. Стены мечети покрыты кирпичной кладкой в соответствии с модой 18-го века. У неё есть только один минарет. Все деревянные части помещения и ложа были реконструированы в стиле раннего барокко с добавлением стеклянных окон и мраморного алтаря. Ванны (хаммам), присоединённые к южному крылу мечети, имеют два купола.

Дворцовые кухни

Дворцовые кухни делятся на Главную кухню (Mâtbah-ıÂmire), обслуживающую Султана и Гарем,  которая соединяется со вторым двором, дверьми Главной Кладовой (Kiler-iÂmire), Частную кухню (Has Mutfak), а также часть кухни, где готовятся десерты и сладости.  По трём сторонам двора расположены следующие помещения: комната Щербета и Джема (Şerbethane / reçelhane), комната Десертов и Конфет (Helvahane), а также молитвенное помещение для поваров.

Дворцовые кухни также приготавливали пищу для высокопоставленных государственных чиновников, членов Совета Министров и для прочих лиц, являющихся членами Дворцовой иерархии.

Кухни, состоящие из десяти секций, были построены в 15-ом веке и расширены в 16-ом веке во время правления Сулеймана Великолепного. Они были спроектированы заново Главным архитектором дворца Мимаром Синаном после пожара, произошедшего в 1574 году. Низкоглавые купола, возведённые в южной части кухонь, были созданы в 15-ом веке. Стены сделаны из камня и покрыты кирпичом.

Дворцовые кухни. Фото Edgar Serrano

Комната Десертов и Конфет (Helvahane), построенная  в эпоху правления Сулеймана Великолепного, разделена на четыре секции. Справа от входа и фонтана выгравирована надпись, датированная 1767 годом. Этот фонтан и надпись Kelime-iTevhid (Мусульманская декларация веры в единство бога) на двери были созданы во время реставрационных работ, проведенных в 1574 году. Проход между Комнатой Десертов и Конфет (Helvahane) и Комнатой Щербета и Джема (Şerbethane / reçelhane) находится на короткой стороне дворца. Над воротами этого прохода во время реконструкционных работ была выгравирована надпись, с именем Мехмеда Аги и датой 1699 года.

Кухонная утварь

Двери выполнены в стиле kündekâri, т.е. сделаны из дерева, декорированного резьбой с геометрическими элементами. В 18-ом веке была построена мечеть для поваров. Деревянные пороги и прочие деревянные конструкции были уничтожены в ходе реконструкции в 1920 году.

Манускрипт о Крепости Сухуми

Манускрипт о Крепости СухумиЭтот манускрипт посвящен Крепости Сухуми, построенной по указу Ахмеда III (1703-1730 гг.) на берегу Чёрного моря. Он были перенесен в Императорский дворец во время Османско-Русской войны (1877-1878 гг.). Датированная 1877 г. монограмма (tughra) Султана Абдул-Ахмида II является введением в стихотворный эпиграф.

Третий двор дворца Топкапы

Далее располагаются ворота Счастья, они ведут в гарем дворца Топкапы, библиотеку, школу чиновников и зал, где особо важных гостей принимал султан. Третий двор являлся внутренней частью двора, закрытой для посетителей. Здесь находились личные покои Султана, а вход в них осуществлялся строго по его дозволению.

Третий двор / Двор Эндерун

Двор Эндерун (что значит «самый внутренний») являлся частным отсеком двора, предназначенным для мужчин («selâmlık»). Он также назывался «Harem-iHümâyûn» – Гарем, где Султан жил со своей семьёй.

Двор Эндерун, созданный в период правления Мехмеда Завоевателя (1451-1481 гг.), включает в себя патио, где находятся личные покои Султана, мраморную террасу под названием «Sofa-iHümayun» (Императорский зал), скрывающую от глаз сад правителя с великолепными цветниками. На территории этого двора также находится школа Эндерун, созданная для обучения молодёжи, нанятой по системе Девширм (Devşirme). Девширм  – это способ найма молодых людей иностранного происхождения с целью их дальнейшей службы Османской империи.

Учебное заведение Эндерун, вдохновленное на создание примерами государственных организаций Великой Сельджукской Империи и Сельджукского Султаната Рима, веками функционировало в качестве ключевого заведения Османской империи, созданного для обучения и подготовки будущих высокопоставленных членов государственной и военной бюрократии. Здесь также развивались творческие навыки учеников в различных областях.

Третий двор, Двор Эндерун

В рамках вышеупомянутой системы Девширм, которая существовала с первой половины 15-го века и до конца 17-го века, Османские Султаны создавали класс преданных им служащих, обученных основополагающим принципам Мусульманской религии и турецкой культуры. Одни из набранных подобным образом служащих получали образование во дворце, а другие тренировались в армии. В конечном счёте, получившие подобное образование молодые люди назначались на высокопоставленные должности в государственном аппарате. С 18-го века эти высокие посты стали присуждаться только коренным туркам.

Во время начальной фазы молодые люди назначались учениками в турецкую семью, где их учили турецкому языку, традициям и прочим особенностям турецкого общества. По окончании всего этого периода их отправляли в подготовительные школы. Наиболее одарённые из них распределялись по классам школы Эндерун. Здесь ученики обучались в следующих помещениях: в Большой и Маленькой комнатах, соответствующих общежитию экспедиционных сил, в кладовой, в сокровищнице и в помещениях Тайных Палат. Ученики, которые справлялись с символическими задачами о функционале каждого помещения, впоследствии имели возможность подняться по государственной карьерной лестнице прямо к посту Великого Визиря (Величайший министр обороны государственной печати Султана).

Двор Эндерун сконструирован таким образом, чтобы личные покои повелителя всегда возвышались над прочими зданиями дворца. Помещения, использовавшиеся  султаном, получили названия «Киоск Завоевателя» (FatihKöşkü), Тайная палата и Павильон для бассейна. Эти помещения располагались в центре во внутренней части двора, в то время как помещения, использовавшиеся учениками школы Эндерун, находились на его внешних границах. Эти помещения, выходившие во внутренний двор через их веранды, имели такие особенности внутреннего интерьера, как небольшой зал, окружённый комнатами общежитий, комната из стекла и бани (хаммам).

Палаты Эндерун выстраивались в иерархическом порядке в соответствии с уровнем тренировочных классов. Помещения Маленькой и Большой комнат располагались по обе стороны от Ворот Счастья (Bâb-üsSaade). А палаты экспедиционных сил (SeferliKoğuşu), воздвигнутые в 17-ом веке после сноса хаммама султана Селима II, представляли собой помещения для учеников низшего ранга школы Эндерун. Остальные помещения принадлежали кладовой, сокровищнице и Тайным Палатам. Также в этом направлении находится мечеть  Агалар (AğalarCamii). В середине двора Эндерун располагался Павильон с Бассейном, который был уничтожен в 18-ом веке и заменен на Библиотеку Эндерун (Библиотеку Ахмеда III).

Учреждение новой армии в 1826 году после упразднения корпуса Янычар также явилось поводом для создания новой системы образования. После этого года школа и институт Эндерун начали постепенно утрачивать свою значимость.

Bâbü's-saade (Врата Счастья)

Врата счастья или Врата Блаженства (Bâbü’s-saâde or Bab-üsSaâdet) являются входом во внутренний двор дворца (Enderûn), также известный как третий двор, и отделяют внешнюю часть дворца (Birûn) от внутренней.

В третьем дворе находятся частные и жилые строения дворца, включая школу Эндерюн. Султан пользовался этими вратами, олицетворявшими его силу, а также Площадью Диван только по случаю особых мероприятий, например, церемонии восхождения на трон (cülûs) и религиозных праздников (ArifeDivanı и BayramlaşmaTöreni). В эти дни религиозных и фестивальных праздников Султан садился на свой трон перед вратами, в то время как чиновники и должностные лица выражали ему своё уважение.

Bâbü's-saade (Врата Счастья). Фото mbell1975

Ворота олицетворяют присутствие правителя во дворце. Никто не мог проходить через них без разрешения повелителя. Даже Великому визирю предоставлялось подобное разрешение только по определённым дням и в особых случаях. Врата Блаженства, являющиеся главной дверью в личные покои правителя, оставались всегда запертыми. А несогласованное проникновение через них расценивалось как строжайшее нарушение закона и вызов власти Султана.

Врата находились под контролем Главного Евнуха Гарема (прозванного Bâbü’s-saâdeAğası), а также под контролем его подчинённых. Врата были возведены во время первоначального строительства дворца Топкапы в 15-ом веке в качестве колоннадного прохода с куполом, опирающимся на мраморные колонны. Они выполнены в стиле рококо и имеют декорации, относящиеся к эре правления Абдул-Хамида I и Селима III (1789-1807 гг.).

Деревянный купол, покоящийся на четырёх мраморных колоннах, является отражением  турецкого стиля барокко. Он был возведён в эпоху правления Абдул-Хамида I (1775 г.).  А простые декорации потолка и карнизов, флажки на куполе и его обод выполнены в стиле ампир в период правления Махмуда II (1808-1839 гг.).

Bâbü's-saade (Врата Счастья). Фото Jeffery McMillan

На камне переднего фасада выгравированы: надпись «Во имя Господа нашего, Милостивого и Милосердного», монограмма Махмуда II, написанная его собственной рукой. На боковых фасадах были начертаны монограммы Абдул-Хамида. А на заднем фасаде содержатся надписи с именами некоторых правителей Османской империи. Эти записи также содержат упоминание о реконструкциях, проведенных над этими вратами.

На противоположной стороне ворот располагались помещения Главного Евнуха Гарема (Bâbü’s-saâdeAğası) и Белых Евнухов (Akağalar), которые несли ответственность за третий внутренний двор. Вход в эти помещения осуществлялся через арочный проход (датированный 16-м веком) со стороны Площади Диван.

ArzOdası (Зал Аудиенций или Тронный Зал)

Зал Аудиенций. Фото Le Monde1Палата Аудиенций, также известная как Зал Аудиенций и Тронный Зал (ArzOdası- ArzDîvanhanesi), расположена прямо за Вратами Блаженства и связана с ними своими карнизами.

Зал Аудиенций является ключевым местом, обеспечивающим контакт Султана с государственным советом. Также в Зале Аудиенций правители обычно принимали послов иностранных государств.

Здесь есть две двери: одна в передней части, а вторая в задней. Задняя дверь использовалась только султанами, а передней пользовались государственные высокопоставленные чиновники и послы, которые удостаивались аудиенции.

Подношения, вручавшиеся послами, размещались напротив большого окна с железными прутьями, располагавшегося прямо посередине главного фасада между двумя дверьми и входом для внесения подарков по левую сторону (PişkeşKapısı, слово Pişkeş здесь употребляется в значении «подарок, принесённый Султану»).

Эпоха правления Сулеймана Великолепного стала самым знаменательным периодом в истории Зала Аудиенций.  В здании было произведено несколько ремонтных работ в период с 16 по 19 век. Тем не менее, стихотворная надпись, украшающая купол над Тронным Залом, гласит, что Зал Аудиенций был построен во время правления Мехмеда III (1595-1603 гг.).

Лакированная вершина трона, покрытая драгоценными камнями, декорирована различными цветочными мотивами, а также узором с изображением сцены борьбы дракона с симургом, символизирующим силу и храбрость. Этот Тронный Зал был спасён во время пожара в 1856 году. Тем не менее, фасад камина, плитка на поверхности купола и на стенах, деревянные оконные и дверные рамы, украшенные черепаховой скорлупой и перламутром, были сожжены. Но зал был отреставрирован в период правления Абдул-Меджита. Здание было перестроено в стиле ампир архитектором и ремесленником, построившим дворец Долмабахче, и дошло до наших дней с декорациями в неоклассическом стиле и стиле ампир.

Зал Аудиенций или Тронный Зал. Фото Jeff Hart

Монограмма, выгравированная на мраморе по обеим сторонам от двери и принадлежавшая султану Абдул-Меджиду, разумеется, была добавлена во время реставрации. Стены были покрыты в 19-ом веке керамическими панелями, датирующимися 16-м веком. Фонтан с правой стороны от входа был установлен по указу Сулеймана Великолепного. Над входом, который использовали правители, находится монограмма Мустафы III (1757-1774 гг.), содержащая в себе записи о реконструкции. В этом зале также выгравирован  эпиграф Махмуда II над вышеупомянутым входом Pişkeş (для внесения подарков).

Библиотека Султана Ахмеда III / Библиотека Эндерун

Библиотека Султана Ахмеда III. Фото Richard MortelЗдание библиотеки, построенное на благо студентов дворцовой школы Эндерун, было возведено по указу Ахмеда III (1703-1730 гг.). Библиотека заняла то место, где раньше находился Павильон с бассейном. На главном входе в это здание начертана поэма в шести стихах на арабском языке.

Это строение, являющееся первой библиотекой, созданной на территории дворца, расположилось  в самом центре двора Эндерун. Основываясь на результатах нумерологических вычислений, считается, что библиотека была построена в 1719 году. В эпиграфе Ахмеда III рассказывается, что он считал коллекционирование книг  своим предназначением и на свои собственные средства построил библиотеку, чтобы изучать науку.

Здание состоит из центрального помещения с крышей в виде купола.  Внешний фасад здания отделан мрамором. Оно окружено двумя фонтанами: один на стороне библиотеки, а второй на противоположной стороне двора. Это строение, являющееся частью дворцовых помещений, представляет собой замечательный пример архитектуры павильонов эпохи Тюльпанов. Оно прекрасно сохранилось, не потеряв своих основных архитектурных особенностей.

Библиотека Эндерун. Фото Dennis Jarvis

Интерьер библиотеки Султана Ахмеда III декорирован изникской керамикой 16-го века. Керамика была привезена во дворец Топкапы из других императорских дворцов и особняков Стамбула. Купола и своды библиотеки декорированы растительными мотивами, выполненными из декоративной штукатурки malakâri – техника, олицетворяющая эру тюльпанов. Дверные и оконные ставни сделаны из слоновой кости, украшенной классическими геометрическими узорами. Оконные и дверные рамы покрыты плиткой 17-го века. Потолки отделаны камнем, украшенным геометрическими фигурами, такими же, как в Павильонах Багдада и Еревана. Между окнами расположены книжные стеллажи с серебряной отделкой.

Книжная коллекция библиотеки состоит из книг из личной коллекции Ахмеда III, а также из книг, принадлежавших Абдул-Хамиду I и Селиму III. Эти книги были размещены в здании Дворцовой библиотеки в 1965 году.

Общежитие экспедиционных сил

Общежитие экспедиционных сил (SeferliKoğuşu) было построено в 1635 году по указу Мурада IV (1623-1640 гг.) на территории, освободившейся после сноса хаммама (HünkârHamamı). На территории старого общежития экспедиционных сил находился фонтан напротив хаммама, бани, маленькая мечеть и само здание общежития.

Здание было снесено и перестроено по указу Ахмеда III в 1719 году по причине строительства библиотеки Эндерун. В этот же период к передней части здания были пристроены пассажи с колоннами, принадлежавшими разрушенному Павильону с бассейном.

Конструкция строения, поддерживаемая семью колоннами, по сей день отлично сохранилась. Цилиндрические своды главного зала общежития экспедиционных сил, состоящего из двух соединённых друг с другом залов, опираются на арки и колонны. Малый зал, принадлежащий морскому фронту, имеет деревянный потолок. Эпиграф, выгравированный над входом, содержит монограмму султана Махмуда II (1808-1839 гг.), отдавшего распоряжение о реконструкции помещения.

Общежитие экспедиционных сил. Фото Hana Slouková

Ширван, стеклянные ящики и деревянные кровати были убраны из залов во время реконструкции, проведённой в 1916 году. Надпись над главным входом в помещение содержит имя правителя Мехмеда Ресада V, который выступил инициатором всех этих реконструкций и изменений в год Хиджри (1916 год по Грегорианскому календарю).

Эпиграф гласит: «Это здание, являющееся общежитием экспедиционных сил Эндерун, было отреставрировано и преобразовано в Императорскую Сокровищницу в соответствии с суверенным приказом и высочайшими инструкциями Эмира Верного, его величества султана Мехмеда Ресада Кхана».

После проведения нескольких реставрационных работ, в палате расположили коллекцию султанского гардероба (PadişahElbiseleriKoleksiyonu) с ценными образцами костюмов, насчитывающими около 2500 экземпляров, а также многочисленными и дорогостоящими кафтанами султанов.

Павильон Султана Мехмеда II (Завоевателя) / Сокровищница Эндерун

Павильон Завоевателя. Фото Jonathan WolfsonПавильон Завоевателя, также известный как Киоск Завоевателя (FatihKöşkü), с его пассажем на передней части здания является одним из самых древних строений дворца. Он возведен по указу Султана Мехмеда Фатиха II (Завоевателя) в период 1462-1463 гг. Таким образом, при разработке дальнейшего плана строительства всего дворца Топкапы отталкивались именно от этого строения. Он имеет планировку в форме квадрата, как и остальные павильоны, находящиеся здесь.

Павильон Фатиха содержит в себе элементы Императорской архитектуры: просторные комнаты, террасы и галереи, высокий вход позади массивных колонн, широкие окна и ниши в стенах, а также великолепный камин. Также он представляет собой монументальное строение, выполненное из камня в традиционном стиле.

Массивные стены здания и два погреба поддерживаются подструктурой, скрывающей маленький византийский баптистерий, построенный по проекту трилистника. Он был найден во время проведения раскопок в подвале. Конструкция постройки, имеющая деревянный потолок и крышу, покрытую свинцом, была реконструирована в 16-ом веке. С тех пор и по сей день она не подвергалась изменениям.

Павильон Султана Мехмеда II. Фото madesco

Павильон Завоевателя, который Мехмед Фатих возвёл в качестве домика для созерцания окрестностей, вскоре был переделан в место, где хранились дворцовые сокровища. Так как сокровищница существенно обогатилась после египетской экспедиции султана Селима, террасы  пришлось закрыть стенами  с целью защиты особо ценных экспонатов.

В период правления Махмуда I (1730-1754 гг.) зелёные колонны из порфира, располагавшиеся напротив главного входа, были замурованы. Это создало дополнительное пространство, прозванное Сокровищница послов (ElçiHazinesi).

Таким образом, главный вход в павильон и весь наружный фасад здания были  скрыты стенами, окнами и дверьми. Кроме того, в здание была добавлена ювелирная мастерская в 1766 году. Её предназначением являлся полноценный ремонт наиболее ценных изделий в коллекции Сокровищницы. Все эти добавления  были полностью удалены во время последующих реконструкций помещения, проведённых в 16-ом веке.

Палата сокровищ

Палата сокровищ. Фото Shay Tressa DeSimoneЭта палата была создана Мехмедом Завоевателем. Пажи Палаты Сокровищ, которые занимали высокие места в иерархии служащих Эндерун, несли ответственность за хранение и защиту сокровищ дворца.

Архитектура этой палаты состоит из пассажа в передней части здания, кирпичных наружных стен и внутреннего помещения, выполненного из дерева. Конструкция была схожа с архитектурой Оружейной палаты и Кладовой, но была больше них по размеру.

Надзиратель за сокровищницей (SeferliliDayezâde) Мехмед Бей снёс первоначальное помещение сокровищницы вместе с кладовой и построил на их месте новое строение, сохранившееся и по сей день. Сейчас  оно несколько меньше, чем было до перестройки.

Орган, нёсший ответственность за Палату Сокровищ, который сохранил своё существование и значимость от самого создания империи до её конца, назывался «Надзиратель за Сокровищницей». Пажи Палаты Сокровищ, имевшие высокое положение в государственной системе Эндерум, назначались стражами Сокровищницы. Они хранили последнюю информацию о книгах, следили за регулярными поступлениями, регистрировали внос и вынос объектов в/из Сокровищницы.

Единственная надпись на Палате Сокровищ находится над её входом. Она написана каллиграфом Мустафой Иззэт Эфенди в 1858 году (по данным нумерологических вычислений). Несмотря на то, что Институт Эндерун был распущен в 19-м веке, Палата Сокровищ и Тайный Павильон до сих пор сохранились.

Павильон Священной мантии и святых реликвий

Павильон Священной мантии и святых реликвий. Фото Essence PhotographerТайный Павильон (Has Oda) также известен как Павильон Священной мантии и святых реликвий (Hırka-I SaadetDairesi). Он был построен по указу Мехмеда Завоевателя (1451-1481 гг.) во дворе Эндерун в качестве личного особняка османских Султанов.

Это типичный двухэтажный дворцовый павильон с планировкой в форме квадрата, разделённой на четыре секции. Большая комната, включающая в себя две части помещения и расположенная сразу при входе, называется Зал с Фонтаном (Şadırvanlı Sofa), так как под куполом этого зала находится мраморный фонтан. Другие две части четырёхсекторной структуры здания представляют собой две комнаты, покрытые двумя куполами и соединённые дверьми между собой и с Залом с Фонтаном.

Вход в помещение Священной мантии подвергся существенным изменениям в период правления Ахмеда III (1703-1730 гг.). Над ним выгравирована надпись из Kelime-iTevhid (Мусульманской декларации о вере в единство Бога), сделанная в 1725 году в стиле CelîSülüs  (Арабские письмена, в которых используется только заглавные буквы) Ахмедом III, который был опытным каллиграфом. По обеим сторонам от двери видны ещё две надписи в форме монограмм. На правой стороне размещена надпись “CihanMelikiHakan-ıEmced”: «Великолепный Кхан – владыка государства», а на левой стороне начертана фраза “ŞeriatSâliki Sultan Ahmed”: «Султан Ахмед  — приверженец Шариата» (Шариат – это свод мусульманских законов, основанных на Коране).

Первая комната, располагающаяся по правую руку от входа в Зал с Фонтаном, называется Arz-hane (Комната для презентаций). Здесь Османский правитель принимал ArzAğaları (люди, ответственные за организацию представлений и/или презентаций) выслушивал их доводы.

Вторая комната, расположенная в угловой части здания, является наиболее значимой частью строения и называется Тронным Залом (TahtOdası). Султан Явуз Селим создал эту комнату для хранения и защиты Священной мантии или Благословенной Мантии (Hırka-iSaadet), которую по приданию носил пророк Мухаммед. Он вернулся из своей экспедиции в Египет и внёс существенные изменения в организацию Тайной палаты.

Купол Павильона Священной мантии и святых реликвий. Фото Abdul Rahman Jandali

Султаны, правившие в Турции в период до второй половины 16-го века, всегда восседали в этой комнате перед церемонией восхождения на трон. Они продолжали сохранять эту традицию до самого конца Империи, а также посещали Павильон Священной мантии каждый год в 14-й и 15-й день месяца Рамадан в рамках официальной церемонии.

Павильон Священной мантии содержался и реставрировался всеми Султанами  с большой осторожностью и уважением к священным реликвиям, хранящимся в нём. Каждый правитель в своё время предавал огромное значение содержанию этого места в наилучшем состоянии.

Это помещение имеет самый оригинальный дизайн плитки по сравнению со всеми остальными павильонами Султана. Плитка датируется концом 16-го века, и полностью сохранилась по сей день.

Мечеть Агалар

Мечеть Агалар. Фото MikestravelguideМечеть Агалар является самой большой мечетью во дворце. Она также имеет самую древнюю конструкцию, датирующуюся 15-м веком и построенную во время правления Мехмеда Завоевателя.

Султан, оруженосцы и пажи приходили сюда молиться. Мечеть расположена по диагонали двора, чтобы обратиться лицом к Мекке. Она находится во дворе Эндерун рядом с Павильоном Священной мантии со стороны Золотого рога. Её основная часть покрывает большой свод, возведённый в 18-м веке. По обеим сторонам мечети находятся два узких пространства. В части здания, обращённой к Павильону Священной мантии, установлен алтарь (mihrab). А та часть, которая обращена в противоположную от павильона сторону, служит как молитвенное место для оруженосцев из армейского общежития, для служащих кладовой и сокровищницы. Три окна в задней части большой части помещения выходят в Гарем, где молятся Султаны, а также жены и матери повелителя.

Стены мечети Агалар покрыты плиткой 17-го века. Самыми интересными экземплярами являются плитки, покрытые арабскими письменами, содержащими подпись Арчер Мустафы. Это место предоставлялось высокопоставленным оружейникам для молитв.

Самая значимая реконструкция за всю историю  этого здания из кирпича и камня была организована архитектором Мехмедом Агой. Эпиграф на внутренней части двери датируется 1722 г. по григорианскому календарю и содержит надпись “Es-Seyyid Mehmed Ağa”.

Здание использовалось в качестве склада с 1881 года и до тех пор, как было отреставрировано в 1916 г. На новой надписи, начертанной в 1928 году, закреплены основные положения о реконструкции мечети, проведенной в 1925 г.

Книги из библиотеки Ахмеда III (библиотеки Эндерун) и прочих библиотек дворца были перенесены в это строение. Таким образом, все библиотеки дворца были объединены в одну под названием «Новая библиотека дворца».

Кладовая / Продовольственная палата (KilerliKoğuşu)

Кладовая была построена по указу Мехмеда Фатиха между павильоном Завоевателя и Сокровищницей, в соответствии с планом дворца Топкапы. Начальник Продовольственной Палаты также отвечал за кухню императорского двора в целом. Пажи Продовольственной палаты должны были готовить всевозможные блюда для Султана, накрывать на стол и убирать с обеденного стола правителя, а также содержать в надлежащих условиях кухонную утварь.

Помимо приготовления различных блюд для Османского правителя, таких как пастила, сиропы, щербеты, свежие и сушёные фрукты, пажи изготавливали свечи, которые впоследствии использовались во всех павильона, покоях и мечетях дворца. Они также подготавливали лекарства для пациентов лазарета Эндерун. В апреле они собирали «апрельскую дождевую воду» и подавали её Султану, надеясь на её целебные свойства.

Общежитие при Палате Священной мантии / Хранилище для портретов Султанов

Во второй половине 19-го века после того, как колонны Тайной палаты двора Эндерун были замурованы, сама Палата Священной мантии была преобразована в Общежитие для должностных лиц имени Священной мантии. Колонны, купол и каменные стены этого здания были созданы в эпоху правления Мехмеда II (1441-1446/1451-1481 гг.). В настоящее время палата используется в качестве хранилища для коллекции портретов Султанов.

Четвертый двор дворца Топкапы

Следующие ворота открывают возможность попасть в султанский сад, где правитель проводил много времени, это было его интимное пространство, так как султан мог побыть здесь наедине с собой. В этом дворе находится мечеть Софа, комната, где производили обрезания. Отсюда открываются великолепные виды на Золотой Рог, Босфор и Мраморное море.

На территории четвёртого двора расположен сад Тулип и терраса, получившая название Софа-и Хюмайун (Sofa-iHümâyûn) или Мраморная Терраса. Мраморная терраса была расширена в направлении к Золотому Рогу с помощью добавлений новых павильонов в первой половине 17-го века в период правления Мурада IV (1623-1640 гг.) и Ибрагима (1640-1648 гг.).  Арочные конструкции Мраморной Софы были воздвигнуты в 1916 году.

Выполненный из дерева Павильон Софы, использовавшийся Султанами в качестве личного павильона, и Каменная Башня (Hekimbaşı Kulesi), использовавшаяся как жилище и лаборатория главного лекаря правителя и расположенная в саду Тулип (Lâla), полностью сохранились и в данный момент находятся в отличном состоянии.

Сад Тулип

В саду Тулип было множество различных виноградников, фруктовых деревьев (в том числе и апельсиновых и лимонных), огромное количество всевозможных цветников, заполненных розами, тюльпанами, гиацинтами, гвоздиками и жасмином. В этом саду с видом на Мраморное море также находится Киоск Медицины, известный также как Павильон Султана Абдул-Меджида, который был построен в 1840 г. в стиле ампир и ставший последним значимым добавлением в устройство дворца, а также Гардеробная (EsvapOdası) и Мечеть Софы (Sofa Camii).

Сад Тулип соединён с парком Гюльхане, в настоящий момент являющимся общественной зоной отдыха, и с Императорским садом роз, воротами Mabeyn. Эти врата спроектированы известным Османским архитектором Саркисом Бальяном. Он также спроектировал упоминавшийся ранее Киоск Медицины.

Зал Обрезания

Зал Обрезания. Фото Ray ClarkЗал Обрезания (SünnetOdası) был построен во время правления Сулеймана Великолепного. Он расположен на наиболее впечатляющем участке двора, откуда открывается вид на район города под названием Галата. Изначально это место задумывалось как летний павильон(Yazlık Oda). Однако его стали использовать в качестве Зала, где проходила церемония обрезания принцев-сыновей  Ахмеда III (1703 -1730 гг.) (обрезание – это религиозная мусульманская традиция, символизирующая чистоту и непорочность).

В задней части с единственным залом, имеющим планировку в форме квадрата, находится маленькая кухня. Фасад здания, покрытый плиткой голубого и белого оттенков, является работой известного монументалиста 16-го века Шаха Кулу. Здание было перестроено в 1640 г. по указу Ибрагима (1640-1648 гг.) во время реконструкции террасы.

Ереванский павильон

Ереванский павильон. Фото zug55Ереванский павильон был построен в 1635 г. по указу Мурада IV (1623-1640 гг.) как дань памяти завоеванию Еревана на части земли, освободившейся за счёт уменьшения размера пруда, существовавшего во дворе Софа-и Хюмайун со времен правления Мехмеда Завоевателя (1451-1481 гг.). Он был сконструирован Главным архитектором того периода Кока Касим Агой. Конструкция здания павильона имеет форму восьмиугольника.

В 1733 году в эпоху правления Махмуда I (1730-1754 гг.) в кабинетах Ереванского павильона хранились некоторые особо ценные экземпляры из коллекции книг дворцовой библиотеки. Поздние книги из личной коллекции Османа III (1754-1757 гг.) и Мустафы III (1757-1774 гг.) также были включены коллекцию Библиотеки дворца-музея Топкапы.

Ереванский павильон также получил название sarıkodası (Зал Тюрбанов), так как по некоторым данным тут хранились священные реликвии из Павильона Священной мантии во время традиционной уборки перед церемонией восхождения Султанов на трон.

Багдадский павильон

Багдадский павильон. Фото photosmrБагдадский павильон (BağdadKöşkü) находится в правой части Мраморной террасы. Он был воздвигнут в 1639 году в честь покорения великого Багдада Султаном Мурадом IV (1623 – 1640 гг.). Главным архитектором был Кока Касим Агой.

По всему фасаду начертаны письмена из Корана белыми буквами CelîSülüs (арабский стиль написания с использованием только заглавных букв) на голубом фоне. А над входом начертано двустишие на персидском языке.

Книги, дарованные Абдул-Ахмидом I (1774-1789) и Селимом I (1780-1807), были размещены в кабинетах павильона, деревянные двери которых были декорированы перламутром, черепаховой скорлупой и слоновой костью. Книги из коллекции Библиотеки Багдадского павильона были соединены с основной библиотекой дворца Топкапы после того, как он начал функционировать в качестве музея. Маленькая кухня в задней части здания использовалась для подачи кофе посетителям павильона.

Павильон Ифтарийе

Павильон Ифтарийе. Фото zug55Позолоченный Павильон Ифтарийе, также известный как Киоск Ифтарийе (İftariyeKöşkü), был возведён по указу Ибрагима (1640-1648 гг.). Из-за своего расположения этот павильон возвышается над садами дворца Топкапы, Золотым Рогом и Галатской Башней, благодаря чему с места, где он установлен, открывается великолепный вид на окрестности.

Султаны часто приходили сюда поужинать и встретить закат под крышей этого павильона во время месяца Рамадана. В некоторых источниках его называют «Лунным местом», где правители принимали поздравления от жителей двора Эндерун во время праздника Байрама (последнего дня в месяце Рамадан) и наблюдали отсюда за различными спортивными мероприятиями.

Павильон Софы

Павильон СофыПавильон Софы также получил название Павильона Кара Мустафа Паша или MerdivenbaşıKasrı. Он был построен в период правления Мехмеда IV (1648-1687 гг.). Его конструкция, состоящая из двух раздельных частей, называлась Зал Диван (Divanhane) или Комната Щербет  (ŞerbetOdası). Такие названия она получила благодаря серии реконструкций, проведённых в эпохи правления Ахмеда III (1703-1730 гг.) и Махмуда (1730-1754 гг.).

Павильон, откуда султаны наблюдали за спортивными мероприятиями, принимали гостей и вели беседы, был построен пажами двора Эндерун. На протяжении всего времени его существования было проведено несколько реконструкционных работ. В настоящее время он является первым зданием в истории, выполненным в стиле «Турецкое рококо».

Мечеть Софы

Мечеть Софы. Фото madescoПервоначально на месте, где сейчас стоит Мечеть Софы, располагался Теневой Киоск или Киоск Мечников (SilahdarağaKöşkü), построенный по указу Мехмеда Завоевателя в то время, когда впервые был воздвигнут дворец Топкапы. По данным из некоторых источников, Мечеть Софы (Sofa Camii) была возведена вместе с корпусом, прозванным Софа Ocağı, во время правления Сулеймана Великолепного.

В 1809 году по указу Махмуда II Киоск Мечников был разрушен, а на его месте была воздвигнута маленькая мечеть Софа (Sofa Mescit). В 1859 году во время реконструкции Павильона Медицины и Павильона Мечника по указу Абдул-Меджида маленькая мечеть Софа была разрушена и перестроена в Мечеть-террасу Софы, сохранившуюся и по сей день. Из начертанного на ней эпиграфа видно, что мечеть была построена для того, чтобы в ней молились служащие Палаты Казначейства и Сокровищницы.

Павильон Медицины

Павильон Медицины. Фото Janice BernardПавильон медицины является наиболее современным зданием во всём дворце Топкапы. Он был спроектирован архитектором Саркисом Балаяном, спроектировавшим также и дворец Долмабахче, по указу Султана Абдул-Меджида в 1859 году. Изначально он назывался Новым Киоском, но впоследствии был переименован в Киоск Медицины.

Он был спроектирован по подобию Теневого Киоска и Киоска Лучников, датирующихся 15-м веком. А некоторые части здания относятся к Византийской эпохе. Во время периода в истории, когда Султаны жили во дворцах Долмабахче и Йылдыз, они посещали дворец Топкапы только на короткий срок для участия в церемонии восхождения на трон (Cülus) или для нанесения традиционного визита Священной мантии. В этих случаях они обычно останавливались в Павильоне Медицины.

Башня Главного лекаря Султана

Башня Главного лекаря СултанаБашня Главного преподавателя (BaşLalaKulesi), также известная как Павильон Главного лекаря Султана (HekimbaşıOdası) была возведена для того, чтобы Мехмед II (Завоеватель) мог осматривать окрестности с её вершины.

Это строение было своего рода дворцовой аптекой, названное так в честь главных дворцовых лекарей, офтальмологов и хирургов, чья численность достигала 60-70 человек. Они принадлежали к Османской государственной системе под названием  “Bîrûn” (в противоположность к понятию Enderûn, что значит внутренний, Bîrûn значит внешний).

Термин Bîrûn использовался для того, чтобы обозначить группу государственных служащих, которые работали не только во внутренней части дворца, но также и во внешней части, за пределами личных покоев Султана. В дополнение к Палате главного лекаря во дворе также находились две дополнительные аптеки и пять госпиталей, один из которых выделялся специально для нужд Гарема.

Султан, а также все жители Гарема и внутреннего двора Эндерун лечились группой лекарей, окулистов и хирургов, находившейся под ответственностью Главного Лекаря. Микстуры и лекарства, которые прописывались пациентам, изготавливались медицинскими работниками под предводительством Главного Лекаря. Эти особые микстуры сначала приготавливались, а затем разливались по специальным склянкам, флаконам и бутылочкам.

Абдулхак Молла, который служил во время правления Абдул-Меджида (1839-1861 гг.), был последним Главным Лекарем дворца Топкапы. После того, как Топкапы перестал быть местом жительства Османских Султанов, Павильон Главного лекаря стали использовать в качестве музыкальной комнаты, а позже в качестве оружейной мастерской. В начале 20-го века отреставрированное здание Павильона Главного лекаря использовали для хранения медицинских и фармацевтических материалов.

Гардеробная (EsvapOdası)

Гардеробная (EsvapOdası)Гардеробная представляет собой место во дворце, где хранилась вся одежда и драгоценности Султанов со времён правления Мехмеда Фатиха. Задача надлежащего хранения одежды и драгоценностей в ранний период истории лежала на Мастере Муслина  (DülbentAğası). В более поздние периоды истории  эта функция выполнялась Начальником хранилища одежды (Esvabcıbaşı) и его служащими.

Гардеробная располагается рядом с Павильоном Медицины. Она является единственным зданием во всём дворце Топкапы, которое не меняло своего названия на протяжении всего своего периода существования.

Такая структура комнат во дворе Топкапы полностью соответствовала соображениям безопасности, так как каждый двор становился крепостью. Преодолев одни укрепления, враг натыкался на другие, а султан уходил все дальше и дальше.

В последнем дворе Султана ждал подземный ход, через который он и его приближенные, а также наложницы, могли спокойно уйти к морю, сесть на корабли и покинуть страну. На протяжении всей истории Османской империи в этом не возникло необходимости. Никто и никогда не штурмовал дворец Топкапы, которым владели турецкие султаны.

Самое высокое сооружение дворца — башня «Адалет», возведенная над зданием дивана. В этом помещении собирались все высшие сановники страны, чтобы обсудить государственные дела. Башня видна со всех сторон, она служила смотровой площадкой, с которой можно было наблюдать, не проникли ли во дворец посторонние.

В здании дивана султан также принимал почетных гостей. Или же это делал визирь, в таком случае правитель находился в комнате рядом и мог слышать содержание беседы через небольшое решетчатое окошко в стене.

Довольно много места в Топкапы занимали кухни, где готовилась пища для всех обитателей дворца. А это очень большое количество людей. Поэтому на кухне всегда было занято больше всего прислуги. И сейчас здание кухни выделяется среди других из-за того, что над крышами возвышается ряд труб. В настоящее время в кухонных помещениях размещена коллекция фарфоровой посуды, среди которой есть экспонаты, относящиеся к VII веку. Всего в этой коллекции 12 тысяч предметов, она собиралась столетиями.

Дворцовые кухни.

Фото alex.ch

Сокровища Топкапы

На протяжении многих веков турецкие султаны собирали различные раритеты и драгоценности. Попадали они к ним в руки разными путями: как трофей после удачных военных походов, в качестве подарков от других государей, как конфискованная вещь у врагов султана, в результате покупки или обмена. Со временем скопилось огромное количество этих вещей, которые выставлены на всеобщее обозрение в летнем дворце султана Мехмеда II. С самыми знаменитыми из этих вещей связаны легенды и жуткие истории.

  • Кинжал Топкапы. По приказу Махмуда I он был изготовлен в подарок иранскому шаху. Послы с этим подарком отправились к шаху, но по пути узнали, что он умер, и вернулись назад. Так кинжал оказался в сокровищнице. С этого времени он стал служить орудием убийств братьев-соперников правящего султана. Не один десяток был им лишен жизни, а часы, встроенные в рукоять, показывали время убийства.
  • «Кашикчи», алмаз ложечника. Крупный бриллиант, который обрамлен еще 49 маленькими бриллиантами. По одному из преданий один бедняк нашел этот камень в куче мусора. Не зная его истинную цену, он обменял его у ювелира на три ложки, а ювелир, ища благосклонности, подарил алмаз султану. По другой версии, алмаз приобрел в Индии французский офицер. Во Франции он его продал, потом его еще не раз перепродавали, пока он не оказался в руках матери Наполеона, а она его выставила на аукцион. Великий визирь Али-паша впоследствии приобрел бриллиант. Визиря султан Махмуд II обвинил в измене и алмаз у него отобрал, так он оказался в сокровищнице.
  • В зале выставлено несколько тронов. Один из них выкован из чистого золота и принадлежал иранскому шаху Исмаилу. Трон был вывезен из Персии во время похода в качестве трофея султаном Селимом I. Еще один трон из сандалового дерева, обильно инкрустированный золотом, принадлежал Селиму III. Здесь также находится трон «Байрам», изготовленный из золота. Он использовался во время церемонии вступления султанов на престол.
  • Помимо драгоценностей в Топкапы хранятся главные мусульманские святыни. Знамя Пророка Мухаммеда (длина больше 3 м). Его привез из своего удачного египетского похода султан Селим I. Кроме знамени здесь находится священная мантия Мухаммеда, его два меча и лук в золотом чехле. Здесь же находится письмо Пророка к правителю Мукавкаса, личная печать, волосы из бороды и отпечаток ноги на камне.
  • Кроме мусульманских святынь в сокровищнице находится и множество христианских реликвий, попавших сюда после завоевания Константинополя. Фрагменты черепа святого апостола Петра, рука св. Иоанна Предтечи и многочисленные ковчеги с частицами мощей святых. Среди религиозных реликвий есть оловянная кастрюля Авраама.

Всего в сокровищнице собрано более 65 тысяч экспонатов. Перечислены только самые знаменитые из них. Но кроме них много различных других предметов: украшения, кальяны, одежда султанов, оружие и прочее.

Все эти сокровища во дворце Топкапы теперь открыты для обозрения посетителей. Они разложены в зале, но охранник тщательно смотрит за тем, чтобы посетители не слишком долго задерживались перед каждым из них, кроме того строжайше запрещено фотографировать.

Экскурсии во дворец Топкапы

Для того чтобы осмотреть всё понадобится весь день. Это надо учитывать, отправляясь в Топкапы. Но любой такой осмотр будет не так интересен без рассказа экскурсовода. Его услуги можно заказать или по электронной почте или же в самом музее.  Работа гида оплачивается отдельно от стоимости самого билета.

  • Детям до 12 лет предоставляется скидка 50%, а тем, кому еще нет 9 лет вообще бесплатно.
  • Цена экскурсии будет зависеть от количества людей в группе, если это 10 человек то около 220 долларов, если 1 или 2 человека, то 150 долларов.

Продолжительность экскурсии до 3 часов. Гиды работают во все дни кроме одного – вторника.

Музей работает всю неделю, кроме вторника. Также надо знать, что в государственные и религиозные праздники музей начинает работать после обеда.

Часы работы дворца Топкапы

  • Зимний сезон: с 30 октября по 15 апреля. Музей, Гарем и церковь св.Ирины можно посетить с 9:00 до 16:45

ВНИМАНИЕ: билетные киоски закрываются в 16:00

  • Летний сезон: с 15 апреля по 30 октября. Музей, Гарем и церковь св.Ирины можно посетить с 9:00 до 18:45

ВНИМАНИЕ: билетные киоски закрываются в 18:00

Стоимость билета в Топкапы:

  • Детям до 12 лет — вход бесплатный (за исключением гарема, его бесплатно могут посетить дети до 6 лет).
  • Взрослый билет — 10 евро (в стоимость не входит посещение Гарема)
  • Входной билет в Гарем — 6 евро
  • Входной билет в церковь св.Ирины — 5 евро

Стоит помнить, что недостаточно купить только один билет, чтобы посетить все места Топкапы: вход в гарем и в церковь св. Ирины за отдельную плату. Дворец посещать лучше всего в тёплое время года, так как зимой он не отапливается, и пробыть весь день на холоде, осматривая достопримечательность, не так уж и комфортно.

Вход для людей с ограниченными возможностями

  • Вход бесплатный для всех инвалидов и одного сопровождающего.
  • Некоторые секции и места дворца недоступны для пользователей инвалидных колясок из-за лестниц.
  • Во время вашего визита, если вам нужна инвалидная коляска, вы можете обратиться на информационный стол у входа в музей.

Недоступные разделы:

  • Зал Императорского Совета или Куполообразная палата
  • Портреты османских султанов
  • Комната для обрезания, киоск Кока Мустафа Паша, киоск Реван и киоск Багдад
  • Библиотека султана Ахмета III. или библиотека Эндерун
  • Зал Аудиенций

Доступные разделы:

  • Оружие и доспехи
  • Часы
  • Двор во дворце
  • Коллекция Императорского гардероба
  • Комнаты Казначейства / Фатих Павильон
  • Священные реликвии
  • Гарем
  • Уборная

Для гостей с ограниченными возможностями есть туалет во дворце. Этот туалет можно найти возле вторых ворот (Ворота приветствия) в правом углу во втором дворе дворца.

Запрещено:

  • Запрещается фотографирование внутри выставочных залов
  • Запрещается входить в музейные секции с детскими колясками. Пожалуйста, не забывайте это правило, прежде чем покупать билет.
  • Запрещается вход в отдел священных реликвий в шортах, мини-юбках, майках.
  • Для использования штатива при съемках необходимо разрешение.

Кафе и рестораны:

Первый двор:

  • Ресторан «Каракол» (ресторан)
  • Кафе BKG Museum (Кафе — Закуски)

Второй внутренний двор:

  • Кафе BKG Museum (Кафе — Закуски)

Четвертый двор:

  • Ресторан Konyalı

Магазины на территории

Во дворце Топкапы есть несколько книжных магазинов. Они предлагают широкий спектр руководств, книг и художественных книг, а также предметы искусства, реплики и товары, связанные с временными выставками.

Посетители найдут здесь путеводитель по музею и сувениры.

В музее есть три музейных магазина. Один из них расположен в первом дворе дворца и чтобы попасть в него не нужно покупать входной билет, остальные находятся во втором и третьем дворе дворца.

Как добраться до дворца Топкапы

От аэропорта имени Ататюрка:

Из здания аэропорта вы можете спуститься в метро (находится прямо под аэропортом). На метро доезжаете по линии М1 до станции Аксарай. Далее выходите из метро и едете на трамвае до остановки Султанахмет (трамвайная остановка находится сразу при выходе из метро). От остановки Султанахмет до дворца Топкапы можно дойти пешком. Нужно лишь пройти музей Айя-София и ванны Хюррем-султан.

По морю:

Ближайшая портовая станция к дворцу-музею Топкапы называется Сиркеджи (Sirkeci). От станции Сиркеджи вы выходите к зданию Муниципалитета Стамбула. Оттуда вам нужно дойти до входа в парк Гюльхане, а дальше просто идите по указателям с надписью «дворец-музей Топкапы».

На трамвае:

  • Трамвайные остановки Гюльхане и Султанахмет являются ближайшими к дворцу Топкапы.
  • От остановки Султанахмет до Топкапы можно дойти через музей Айя-София и бани  Хюррем-султан.
  • От остановки Гюльхане вы можете дойти до входа в одноименный парк, а оттуда дойти до дворца, следуя указателям.

Дворец Топкапы столетиями был центром великой империи и является одним и самых крупных дворцовых комплексов в мире, вмещавший в себя все необходимое для жизни и деятельности турецкого султана и его окружения. Здесь сосредоточены сокровища столетиями собираемые султанами, которые теперь выставлены на всеобщее обозрение.

Хотите получать новые статьи?
Подпишитесь на нашу рассылку.