Священный колодец — сенот майя для жертвоприношений

| Фев 28, 2017 | Путешествие | Нет комментариев

Священный сенот майя

Древний город-государство Чичен-Ица был построен на полуострове Юкатан в начале нашего тысячелетия одним из племён народности майя. По легенде место для города указал Верховный бог, пернатый змей Кукулькан, покровитель ветра и войны. Но самым почитаемым в пантеоне богов индейцев был Чаак – властитель дождя и воды.

В засушливой местности, где нет рек и ручьёв, жизнь людей зависела от наличия воды в естественных природных колодцах (сенотах), уровень которой колебался в зависимости от количества выпавших осадков. В поселении Чичен-Ица было два колодца: из одного брали воду, второй был ритуальным: обителью бога Чаака. Сюда приходили ритуальные процессии со всех концов империи майя, чтобы умилостивить божество, если начиналась засуха. Карстовый провал глубиной около 80 метров и 60 метров в диаметре, на 2/3 заполненный водой, стал кладбищем для сотен людей.

«Если в эту страну попадало золото, большую его часть должен был получить этот колодец»

«Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланда.

Юные красавицы, брошенные в бездонный омут сенота, предназначались в «жены» богу и должны были смягчить его сердце, чтобы он послал страждущим от жажды людям и животным дождь. Такова была легенда, изложенная иезуитом Диего де Ланда, в его книге «Сообщение о делах на Юкатане» от 1566 года. Помимо прочего испанец сообщил, что в колодец вместе с «невестами» майя бросали украшения из золота и самоцветов. Эта краткая заметка об обычаях индейцев стала причиной 5 экспедицией к Колодцу смерти.

Исследование священного сенота

Исследование сенота Чичен-Ицы началось благодаря жажде наживы в конце XVIII века. В 1882 году француз Дезире Шарнэ был первым, кто решил испытать судьбу и достать из колодца то, что предназначалось богам майя. Он сумел с невероятными усилиями доставить к месту две землечерпалки, но глубина карстовой воронки оказалась недоступна для их ковшей.

Через три года американец Эдвард Томпсон, которому попала в руки книга Де Ланда, загорелся идеей выловить из мутной воды сенота хранящиеся там сокровища. Он сумел добиться места консула на Юкатане и потратил все своё состояние на приобретение земельного участка и необходимого оборудования.

Cenote sagrado de Chichén Itzá
Фото: Lourdes Gómez Martín

Работы продолжались более десяти лет, а землечерпалка доставала только мусор, скопившийся в многометровом слое ила. Индейцы, нанятые американцем, опасаясь гнева божества и устав от грязной бесплодной работы, требовали расчёта.

Но Томпсон не сдавался и был вознаграждён. Первыми находками были женский череп и сандалии. А затем ковш землечерпалки поднял на поверхность золотой диск. Нефритовые статуэтки, золотые украшения и посуда – каждый день приносил новую удачу, пока земснаряд снова не стал поднимать один ил.

Однако искатель сокровищ рассудил, что это только малая часть богатств, накопленных за сотни лет приношений. В 1909 году в провал спустились водолазы. Одержимый идеей разбогатеть, Томпсон обучился водолазному делу, и сам спускался в карстовый провал. Мутная вода пропускала свет на глубину пять метров. Водолазам приходилось процеживать донную грязь в кромешной тьме.

Небольшие строения около священного сенота.
Фото: Lourdes Gómez.

Но результаты превзошли все ожидания американца: золотые фигурки, диски, маска, корона и множество других мелких изделий стали его собственностью. Случайная подводная травма сделала Томпсона глухим, хотя суеверные потомки аборигенов посчитали это божественным наказанием. Суммы, вырученной от продажи найденных артефактов Гарвардскому университету, ему хватило, чтобы прожить остаток жизни безбедно, хоть и в тишине.

Через 8 лет после Томпсона в Чичен-Ицу прибыл первый отряд учёных. Результатом их работы стали 90 женских скелетов, 21 детский и 1 мужской.

Мексиканский национальный институт антропологии и истории снарядил археологическую экспедицию на обследование Божественного Сенота в 1954 г. Вода в колодце при появлении учёных внезапно стала кроваво-красного цвета. Увидев это, индейцы-рабочие в панике покинули Чичен-Ицу. «Гнев Чаака поразит мучительной смертью каждого, кто бросит взгляд в колодец, заполненный кровью», — так гласило поверье майя. Исследователи продолжили работы в одиночестве, но оборудование оказалось негодным для глубоководного погружения, и экспедиция вернулась назад ни с чем.

Мексиканский археолог Давалос Уртадо оказался более удачлив — в 1961 году он сумел извлечь со дна предметы быта: глиняную посуду, остатки ткани, обуви. Завершить работу ему помешала преждевременная смерть.

В 1968 году археологи-неудачники снова вернулись, имея теперь на вооружении самое совершенное оборудование. Средства очистки от мути и хорошие насосы дали потрясающий результат: из колодца были извлечены изделия из золота и драгоценных камней, трон из нефрита в виде ягуара и 300 скелетов, только 5 из них были женскими, а остальные детскими и мужскими.

Священный сенот для жертвоприношений.

А ты знаешь какой колодец самый известный в Индии?

Читать

Жертвоприношения майя

Из всех народов доколумбовой Америки майя применяли человеческие жертвоприношения реже всех, заменяя их ритуальным кровопусканием у алтаря или смертью животных. Чичен-Ица известен как место, где дар богам человеческой жизни был узаконен: умилостивить Верховное божество Кукулькана могло только живое человеческое сердце, а бога Чаака – жертвы, сброшенные в Колодец Смерти.

Де Ланда, епископ Юкатана, глава инквизиции, огнём выжигавший обычаи язычников, в своём повествовании не говорит прямо об умерщвлении «невест» перед отправкой их в божественные «объятия». По его версии девушек сбрасывали в Cenote Sagrado живыми, предварительно вымазав голубой краской и украсив голову, руки и шею драгоценностями.

Исследования останков более 300 человек, поднятых со дна Священного Колодца, опровергают епископа Де Ланда: все они имеют следы ран. Два скелета, мужской и женский, оказались тесно переплетёнными, что означает нежелание жертвы умирать, и унёсшей в пучину вместе с собой жреца.

Опровергают слова испанца о «невестах» бога и сами скелеты: большинство из них оказались детскими и мужскими. Впрочем, Де Ланда был весьма одиозной личностью, боровшимся не только с культурой живущих индейцев, но даже занимаясь уничтожением их захоронений. Как бы то ни было, достоверных данных у кого майя позаимствовали ритуалы, связанные с жертвой богам крови, сердца и людей, особенно детей, нет. Учёные предполагают, что начало такому обычаю положили ольтеки, проживавшие в Южной Америке 3000 лет до н.э.

Элита майя, правители и жрецы, использовали ритуальные обычаи для сохранения власти, но иногда результат получался обратным. Дошедшая до наших дней история рассказывает, как один хитроумный военачальник по имени Хунак Кеел сумел прийти к власти без кровопролития, сместив правителя Ах Меш Кука благодаря ритуалу жертвоприношения богу Чааку.

Став неугодным правителю, он был назначен «гонцом» к богам. Но жертва не стала ждать, когда её сбросят в колодец, а сама прыгнула в воду. Через несколько минут «посланник» вынырнул и объявил, что он встретился с богами, повелевшими ему стать верховным правителем майя. Ах Меш Куку ничего не оставалось, как подчиниться.

Артефакты, извлечённые из Священного колодца, дали учёным богатый материал для изучения жизни и обычаев древней цивилизации майя. Развеялась легенда о Колодце девственниц: сенот оказался местом жертвоприношений и детей, и мужчин, и женщин. Ещё не все тайны колодца смерти раскрыты. Исследования продолжаются.