Пан заигрывает с девушками

Пан — античное божество дикой природы

 

Фантазия человека безгранична, это относится и к божествам. Религиозные верования прошли долгий путь становления.

Начиналось все с тотемистических представлений о родственных связях племени с определенным животным, с анимизма – веры в духов и с фетишизма – поклонения неодушевленным предметам. Постепенно эти верования трансформировались, переходили в более развитые формы, в частности, в религии единобожия. Но даже в зрелых религиях можно обнаружить отголоски первобытных времен.

Пан в древнегреческой мифологии являлся божеством, которое связано с миром дикой природы, с его личностью человек возвращался к истокам, к тем золотым временам, когда не нужно было гнуть спину и выращивать еду в поте лица, строить крепкие дома, неустанно заботиться о своей семье, ведь природа давала и стол, и кров, а супружеские узы были не важны.

Пан с флейтой

Пан родился в Аркадии, корни его культа находят в пелазгических племенах. Все говорит о том, что он очень стародавнее божество. Это можно утверждать и опираясь на описания бога: его зооморфный вид говорил о связи с тотемизмом. У него было крепкое мужское тело, покрытое короткой шерстью, козлиные рога и ноги, гипертрофированные гениталии намекали на фаллический смысл образа Пана.

Он покровительствовал лесам и полям, не знающим культурной обработки, местам, куда не пришла цивилизация, которые человек своим неутомимым трудом еще не изменил и не подстроил под себя. Дебри и пустоши, гроты и долины – любимые места его сиесты и опеки.

Имя Пан в переводе с греческого означает “весь”. По легенде он получил его, когда еще младенцем впервые попал на Олимп. Отцом его был Гермес, плутоватый бог торговли и покровитель путников. Мать точно неизвестна, Гомер, греческий сказитель, утверждал, что ею была нимфа Дриопа, у которой с Гермесом были нежные отношения.

Плод этой любви, был весьма странного вида: не только рога и копыта смутили молодую мать, была еще и борода. Юная нимфа испугалась и бросила сына, убежав в лес, но отец был не из слабонервных: ему малыш понравился, он забрал его на Олимп. Там его отпрыск немало повеселил сонм великих родственников своими прыжками и танцами. Всем он так понравился, что его и назвали Пан.

Но Пан на священной горе не остался, рос он все же там, где ему всегда было лучше всего: на лоне девственной природы. И впоследствии свою венценосную родню он посещал очень редко: те больше смеялись над ним, часто держали за шута.

Пан бог, который равнодушно относился к роду человеческому, он не вмешивался в дела людей, только если они его тревожили, мог отреагировать. В его силах было лишить человека разума, заставить его блуждать в лесной чаще, вселить в него панический страх. Такого рода неконтролируемый ужас впервые Пан внушил титанам во время титаномахии – войны между двумя поколениями богов, в которой Пан принимал участие на стороне олимпийцев.

Статуэтка рогатого Пана

По представлениям эллинов, Пан мог кого угодно отыскать в дебрях леса, остановить пожар, вылечить раненое животное, или предотвратить падение утеса. Он проводил дни напролет, отдыхая в укромных уголках или гоняясь за нимфами, часто находясь в состоянии сексуального возбуждения, или играя на свирели. Музыка – это одна из страстей лесного бога, он был виртуозом. Причем музыку он слышал везде: и в плеске воды, и в шуршании листьев и в треске веток.

Чаще всего он музицировал на флейте – сиринга. Как и все окружавшее эллинов, появление этого музыкального инструмента не обошлось без сказочной истории. Пан увидел на берегу ручья прекрасную нимфу Сиринг, желание вмиг охватило его, как это часто с ним бывало, он попытался ею овладеть, но не тут-то было. Бедняжка, напуганная диким видом кавалера, спасалась от него бегством. Добежав до реки и поняв, что она в ловушке, Сиринг взмолилась речному богу, прося помочь ей. Избавление было весьма относительным: нимфа превратилась в прибрежный тростник. Опечаленный Пан, смастерил из тростника флейту, из которой извлекал божественные звуки.

Музыка была та чудесна, что эллины даже рассказывали историю музыкального поединка Пана с Аполлоном, который был признанным музыкальным гением и являлся божественным покровителем искусств. Вступить в соревнование было очень опрометчиво: до этого Аполлон уже сражался однажды с Марсием, посмевшим оспорить первенство бога, и победил его. Марсий же за свою гордыню поплатился жизнью: мстительный бог содрал с него кожу.

Таким образом, прекрасная игра Аполлона на кифаре считалась вне конкуренции. Пан тоже решил попытать счастья и сместить горделивого Аполлона с пьедестала. Судей в конкурсе музыкантов было несколько, одним из них был легендарный фригийский царь Мидас. Он единственный отдал лавровый венок Пану, настаивая, что духовые инструменты лучше. Такая глупость с его стороны не осталась незамеченной. Кожу сдирать не стали, но ослиные уши нерадивый судья заслужил.

Пан, кроме всего прочего, обладал еще и дарами прорицания и врачевания. И тем и другим он редко пользовался, лишь изредка мог помочь человеку провидеть будущее во сне или исцелить путника.

Бог являлся олицетворением всего дикого и первозданного, абсолютной свободы и естественности, презирал устроенность, семейные обязательства, очаг, который стал основой людской жизни, любой созидательный труд. Немудрено, что для христианских общин его образ стал воплощением всего ненавистного и опасного. Именного его ипостась стала прообразом дьявола, а его окружение, нимфы и фавны, превратились в низших бесов. Он, похотливый и козлоногий, становится ведьминским вожаком, возглавляя шабаши.

Путешествие Пана было тернистым, его почитали, перед ним преклонялись, его страшились и ненавидели, но о нем не забыли даже спустя тысячелетия, его образ до сей поры волнует человеческое воображение.

Загрузка ...