Статуя Зевса в Олимпии – одно из семи чудес древности

Статуя Зевса в Олимпии, третье Чудо света античности, была упомянута Павсанием, любознательным путешественником, в его незатейливом, но подробном «Описании Эллады», возраст которого датируется II столетием. В своём труде он повествовал о городах, которые посетил, об их жителях, местных сказаниях и достопримечательностях. Среди всего этого им была указана и Олимпия — маленький посёлок в Пелопонесе.

Это особенное произведение дошло до наших дней. В 1516 году его издали в Венеции, а в 1898 году – в Англии. Достоверность изложенного подтвердили археологические раскопки, начатые на месте изгиба р. Кладеон в XVIII веке и продолжающиеся и по сей день.

Местонахождение и название этого населённого пункта связано с греческой мифологией, создавшей божественный пантеон во главе с Зевсом. Согласно одному из мифов, он победил своего отца Крона и сбросил в Тартар с вершины Крониона.

Руины города Олимпия
Город Олимпия в древности

Другая история, что у основания этой горы совершил свой шестой подвиг Геракл, главный мифический герой, очистивший конюшни царя Авгия. Изменив русло реки Руфии, он сумел смыть не только навоз от тысяч лошадей, но и конюшни. Разгневанный правитель Элиды не пожелал выполнить уговор с Гераклом и отдать за работу десятую долю своих стад, за что был изгнан им со своих земель.

В ознаменование своего триумфа над вероломным Авгием, герой посадил оливковую ветвь, из которой выросла рощица Алтис, зелёной лентой опоясавшая Кронион.

В междуречье Алфеи и Кладеона, в тени священной рощи появилось селение, названное в честь победы Зевса Олимпией, от названия обители богов.

Для прославления подвигов античного героя Геракла, а также в честь главы греческого пантеона, с 766 г. до н.э. на западе Элиды начали проводить соревнования, получившие наименование олимпийских. С каждым годом росло число атлетов и зрителей.

Масштаб этих состязаний потребовал строительства храма в Олимпии, которого здесь не было.

Статуя Зевса и гений Фидий

В 456 году до н.э., через 15 лет после начала проекта, величественное сооружение распахнуло свои врата для олимпийцев.

Архитектор Лебон спроектировал самое большое святилище того времени. Мраморное чудо, площадью свыше 1700 кв.м, возвышалось на высоту 20 м., 13 колонн поддерживали крышу. Наружные стены храма Зевса были расписаны фресками и дополнены скульптурами. Десятиметровая бронзовая дверь скрывала от глаз внутреннее убранство. 34 колонны из известняка окружали здание по периметру.

Читайте также: Храм Артемиды в Эфесе

Статуя Зевса в Олимпии (компьютерная графика)

Статуя Зевса была заказана знаменитому афинскому скульптору Фидию.

По совету Гомера он изваял её из слоновой кости, золота и драгоценных камней. Рядом с храмом была построена таких же размеров мастерская, где трое человек (Фидий и двое помощников) десять лет трудились над созданием изваяния.

Легенда гласит, что, закончив своё творение, афинянин воскликнул: «Зевс, ты доволен?!». Удар молнии в подножие статуи был ему ответом.

Греки были жизнелюбивы, фундаментальные парадигмы, которым они руководствовались, можно выразить следующими положениями: «Все мы смертны. Никто не знает, встретит ли он завтрашний день. Живи и наслаждайся жизнью, пока она у тебя есть. Прочие заботы предоставь судьбе. » В дальнейшем такой подход назвали эпикурейством по имени философа Эпикура, подвёдшего под этот принцип идеологический базис.

В мировоззрении эллинов господствовал культ тела, поэтому их кумиры были безупречно красивы и физически развиты. В их представлении они были титанами, по сравнению с которыми люди были ничтожно малы.

Изображения древнегреческих идолов поражают воображение своими габаритами, но статуя Зевса, созданная Фидием, была самая внушительная из всех античных богов.

Взорам вошедших в храм в трепетном сиянии светильников представал пурпурный занавес. Он падал, открывая лик «тучегонителя», и трепет пробегал по жилам присутствующих в святилище.

На возвышении 6 на 9 м. стоял трон из чёрного дерева с инкрустацией, на котором восседал владыка мира — Зевс. Голова, глаза и плечи бога сияли, как под лучами солнца.

Такой эффект достигался за счёт преломления света. Рядом со скамьёй, на которую опирались ноги идола, было сделано углубление, куда заливалось оливковое масло. Масляная плёнка играла роль зеркала, отражая лучи света и направляя их на голову и плечи «отца богов и людей».

Статуя Зевса (картина)
  • Накидка, спускавшаяся с плеча и покрывавшая колени, оливковый венок и обувь были золотыми.
  • Символ победы — богиня с крыльями Ника была в правой руке главы Олимпа. Скипетр с орлом, символ власти — в левой.
  • Трон и пьедестал были украшены картинами сцен подвигов Геракла, военных походов греческих героев.
  • Общая высота статуи Зевса с пьедесталом была около 17 м. и весила почти 3 тонны.

Красота и величие монумента, по словам древних авторов, внушали людям благоговение и покой. Почти тысячу лет просуществовал этот памятник человеческому гению. Много воды утекло в реке Алфей.

Упадок храма и статуи Зевса в Олимпии

В 146 году до н.э. Грецию завоевал Рим. Императоры были благосклонны к эллинам. Впитав в себя их культуру и религию, они стали поклоняться тем же богам, переименовав на свой лад.

— Нерон покровительствовал Олимпийским играм и не раз присутствовал на соревнованиях, для чего в этой деревне для него была сооружена вилла.

Калигула, страдавший манией величия, решил перенести игры и статую Зевса в столицу. Но, как говорит предание, во время попытки сделать это громовержец разразился громовым хохотом, от которого служители в испуге разбежались.

После принятия римлянами христианства языческие капища и обряды оказались под запретом и подверглись уничтожению и гонениям.

Статуя и храм Зевса

В 394 году Феодосий I Великий запретил Олимпиады. Борьба с язычеством становилась все ожесточённее. В 426 году по приказу Феодосия II храм Зевса был сожжен.

Величайшей шедевр древности, изображающий верховное божество, сгинул в пламени пожара.

Через двести лет городок пришёл в упадок и вскоре исчез. Наводнения, землетрясения, оползни погребли его под многометровым слоем земли.

Спустя почти полторы тысячи лет французская археологическая экспедиция под 7-метровым слоем мусора и щебня обнаружила остатки строения и мастерскую, где ваял Фидий. Обломки слоновой кости, терракотовые формы для литья, а главное – кувшин, на котором была надпись о принадлежности его Фидию, не оставили никаких сомнений, что мастерская и храм Зевса действительно существовали. Несколько фрагментов фронтонов были вывезены в Париж и хранятся в Лувре.